
Некоторые мелодии написаны в тональностях без диезов или бемолей. В других же определенные ноты появляются чаще всего или с бемолем, или с бекаром. Например, в песне «Вечерний звої Г (с. 67) рядом с ключом стоит знак бемоля:
Это означает, что нота Н, где бы она не появилась, должна играться как В, если только перед ней нет бекара. И следующем примере все три ноты Н нужно играть с бемолем:
Знаки (бемоли или диезы) при ключах помогают избегнуть необходимости выставлять множество диезов и бемолей в потном тексте, особенно в тех тональностях, где много таких нот. Вот несколько знаков при ключах для тех тональностей, которые чаще всего встречаются в популярной музыке:
Тональность песни Знаки при ключе
Если вы не можете понять, почему в тональности С ист знаков, а, например, в тональности Е четыре диеза, то это хможно объяснить так большинство как популярных, так и классических произведений основаны на диатоническом звукоряде. Это звукоряд до (С), ре (В), ми (Я), фа (Р), соль (С)уля (А)% си (11). Если вы сыграете эти поты па клавиатуре, вы сыграете именно натуральный звукоряд — и это будут исключительно белые клавиши.
Раньше я уже упоминал, что все соседние клавиши на фортепиано, не-швисимо от их цвета, находятся друг от друга на расстоянии полутона. Диатонический мажорный звукоряд строится по определенной формуле, в интервалах, или расстояниях между звуками, ныраженной так: той, тон, полутон, тон, топ, топ, полутон. Например, в до мажоре Г) находится на расстоянии тона от С, Е — на расстоянии тона от О. Но уже следующий интервал, между Е и И, — полутон, поскольку между нотами Е и Е нет никаких друтих клавиш. Поэтому формула диатонического мажорного звукоряда от С полностью выполняется на белых клавишах, без бемолей или диезов. Однако если вы начнете строить мажорный звукоряд, например, с ноты в, вам придется вместо ноты її сыграть Р(|, чтобы сохранить нужную формулу.
Поскольку название тональностей определяется именно по фортепианной клавиатуре, віл вряд ли увидите такие ноты, как Щ или Й>, Е| или РІ>, Поскольку это белые клавиши, их обычно записывают как просто С или II, Р или Е. Поэтому на схеме со следующей страницы сразу за Н идет С, а не Н|, а за Е — Е а не
Эту схему можно использовать для того, чтобы быстро найти нужную ноту на каадой струне. (После двенадцатого лада вся последовательность повторяется.) Некоторые ноты можно найти на разных орунах; например:
Это О можно сыграть на десятом ладу тестой струны, пятом ладу пятой струны или на открытой четвертой струне.
Выбирать, на какой струне лучше всего сыграть эту ноту, следует из контекста, т. с. из того, что ей предшествовало и что за ней следует. Иногда пота, взятая пальцем, предпочтительнее звучания открытой струны. Поэтому выучите расположение основных пот, чтобы находить их достаточно быстро. Полезно Еіачать с выучивания всех нот на определенном ладу, как если бы па нем было взято барре. Например, если взято барре на третьем ладу, то ноты, начиная с шестой струны до первой, будут называться так: О, С, Р, В, О, С. Выучив ноты на третьем ладу, займитесь пятым. Чем лу’чше вы будете знать расположение ног, тем легче будет вам играть мелодии по потам.