Это может прозвучать немного в стиле Дзен, но когда вы играете ноты на гитаре, то вы, в то же время, не должны играть ноты на других струнах…
Оригинал: Creative Guitar 1: Cutting Edge Tech by Guthrie Govan
Приглушение ненужных нот
Это может прозвучать немного в стиле Дзен, но когда вы играете ноты на гитаре, то вы, в то же время, не должны играть ноты на других струнах. Многие гитаристы пренебрегают приглушением потому что ненужные ноты сложно определить — когда вы разучиваете новую песню или лик, в транскрипции указано какие ноты правильные, но там нет указаний какие ноты не надо играть. И всё же, почему так? Очень важно внимательно слушать то, как вы играете, и если слышите какой-либо шум, идущий от вашей гитары, а не именно ту ноту, которую собирались сыграть, то вам нужно пересмотреть свою технику. Да, я понимаю, что это довольно скучно, но иногда бывает полезно взять что-то, что вы уже знаете и поработать над тем, чтобы это звучало так чисто, как только возможно. Это, может быть, не так увлекательно, как изучение чего-то совершенно нового, но на длинной дистанции это сделает вашу игру более музыкальной.
Приглушение ладонью
Итак, как избежать ненужных нот и снизить шум до минимума? В этом должны участвовать обе руки. Например, предположим вы играете ноту Ми на девятом ладу третьей струны. Как только вы ударите по струне, другие струны могут зазвучать в резонанс, а это ухудшит качество ноты, которую вы собирались сыграть. Чтобы этого избежать, вы можете использовать нижнюю часть пальцев левой руки для приглушения более высоких струн чем та на которой вы играете (т.е. второй и первой струны, если вы играете на третьей). В частности, для этого удобно использовать указательный палец, независимо от того каким пальцем вы прижимаете нужную ноту.
В то же время, правой рукой можно контролировать стуны ниже той, на которой вы играете (т.е. четвёртую, пятую и шестую). То, какую именно часть руки вы будете для этого использовать, зависит от способа вашего звукоизвлечения — все очень по разному используют и держат медиатор — но ладонь, вероятно, будет в этом задействована.
Посмотрите на свою ладонь и визуально выделите те части, которые будут полезны для приглушения. Вы наверняка обратите внимание на мягкую подковообразную часть ладони, начинающуюся от корня мизинца которая продолжается вдоль края ладони до кистевого сгиба и затем до большого пальца. После этого вы сможете определить какая часть этой «зоны» ближе всего к витым струнам в вашей обычной позиции правой руки для игры. Ваша цель это приучить себя всегда класть эту часть на неиспользуемые струны во время игры. Немного изменяя угол сгиба запястья вы найдете позицию которая позволит обеззвучить струны, которые вы не хотите слушать, не приглушив случайно нужную ноту.
Это может показаться сложным, но если вы заставите себя уделять достаточно внимания технике глушения, то скоро это станет привычным и каждый раз во время игры вы будете машинально глушить струны.
Мне в голову приходят несколько вариантов идеи приглушения. Например, фанаты гитаристов наподобие Эл Ди Меолы наверняка знакомы со звуком, который получается при приглушении струны, на которой вы играете. Чтобы попробовать эту технику, попробуйте зацепить струну, в то время, как на ней, в месте соприкосновения с седлом, лежит ваша ладонь. Очень важно положить ладонь на правильную точку на эффективной длине струны (т.е. той части струны которая вибрирует, когда нота звучит). Желаемый звук имеет перкуссивный характер, он имеет более низкий тембр и меньшую длительность, чем обычный; если шум, который вы извлекли, подходит под это описание, то, скорее всего, вы всё сделали правильно! Запомните следующие инструкции:
-
Если рука стоит слишком далеко от бриджа (смещена в направлении звукоснимателей), то вы совсем потеряете звучание ноты.
-
Если рука только немного сдвинута, то нота зазвучит, но будет звучать «с диезом». Это можно объяснить на примере шестой струны, вы можете легко извлечь из неё звук Фа, просто положив ладонь достаточно далеко от седла или слишком сильно надавив на струну.
-
С другой стороны, если вы положите руку слишком далеко сзади, то вы не приглушите ноту, и она будет звучать как обычно.
Когда вы приглушаете струны у бриджа, то гитара отзывается по другому — плавные легатные лики не будут звучать так чисто, но пассажи играемые медиатором приобретут новое ритмичное звучание, поскольку звук самой атаки при звукоизвлечении начнёт сильнее выделяться.
Ранее я привел Эл Ди Меолу в качестве примера гитариста, который широко использует приглушенные ноты, отчасти я упомянул его потому что его записи демонстрируют насколько приглушение струн может быть эффективно на акустической и электрогитаре, но главным образом потому что он выдумал забавное название для этого: эффект мьютола (mutola effect). В любом случае, даже если вас не интересует зажигательный Латинский джаз Эла или его феноменальная техника использования медиатора, я лишь пытаюсь донести до вас идею, что приглушение ладонью заслуживает пристального изучения. Рифф из «Every Breath You Take» группы Police, сыгранный мастером минималистичной поп-гитары Энди Саммерсом, не звучал бы и вполовину так здорово, если бы вы услышали его без сыгранным без глушения струн ладонью. «Foot Tapper» в исполнении «The Shadows» тоже не имели бы такого шарма без перкуссивного эффекта. И, конечно, весь эволюционный процесс развития Хеви-Металл Риффа пошёл бы по другому без вмешательства приёма приглушения ладонью — могу отослать вас к «Whole Lotta Love» Led Zeppelin, Ван Халеновским «Ain’t Talkin’ ‘Bout Love» или практически любой вещи Металики (несостоявшийся радио DJ во мне хочет закончить этот список какой-нибудь песней Металики тоже со словом «Love» в названии, но ничего на ум не приходит).
Давайте на секунду остановимся на Металике. Звучание этой группы и множества других метал-групп, вдохновленных Металикой, всецело основывается на сильно перегруженном звуке с увеличенными басами и высокими частотами и урезанными средними. Как вы помните из раздела «Эквалайзер», это не является традиционным способом настройки оборудования, чтобы быть хорошо слышимым в контексте группы, но для более тяжёлой гитарной музыки, я думаю, можно сделать исключение. Такие «продавленные» настройки могут звучать очень мощно и грозно, если правильно используются!
Если вы играете на подобных настройках, то знаете, что основная проблема здесь — сохранять контроль; сильно перегруженный усилитель это неукротимый зверь, и даже слабые случайные движения руки могут, достигнув динамиков, превратиться в ужасающий грохот. В таком случае, вы должны быть более сосредоточенным на глушении всех ненужных струн, чем когда либо, и убедиться что уровень громкость на которой вы играете отличается от уровня громкости, когда вы не играете. Вы должны очень упорно работать над своей техникой приглушения, чтобы добиться самого лучшего звучания.
Важным нюансом многих риффов в этом стиле является начало и окончание. Целая стена хаотичных E5 может иметь больше отдачи и звучать плотнее, если вы приправите её несколькими «проломами», а сделать так, чтобы эти промежутки звучали к месту всегда было самым сложным для любого металл-гитариста. Если ваш усилитель может выдавать непомерный уровень перегруза, то я советую вам настроить его на этот уровень, включить задний звукосниматель и посвятить несколько минут терапевтическому выбиванию аккорда E5 — это тот, в котором вы бьёте по трём низким струнам, зажав пятую и четвертую струны на втором ладу. Попробуйте обрывать каждый аккорд после первого хруста, используя разные части ладони и добиваясь наиболее чистого эффекта.
Скорее всего, вы заметите, что если просто кладёте ладонь на струны после каждого аккорда, то возникает ненужный глухой стук. Если вы производите то же самое движение ладонью более плавно, то вы сможете избежать стука, но последний звук аккорда станет более размытым, полное глушение звука произойдёт примерно через четверть секунды, а не мгновенно, как хотелось бы (часто это сопровождается низким гулом, примерно таким, какой издаёт слон после некачественной пищи!).
Так что же делать? Я полагаю, нужно вовлекать обе руки в процесс глушения. Если вы мягко положите ладонь правой руки на струны, как обычно, но при этом с другой стороны звучащей части струн прикоснётесь к ним внутренней стороной безымянного пальца и мизинца левой руки, то вдвое увеличите свои шансы на правильное приглушение аккорда. Особенно полезно это для низких струн, поскольку они более склонны к ненужному гудению.
Если, после того как вы опробуете эту технику, она покажется вам неэффективной, то, вероятно, вы слишком сильно бьете по струнам пальцами левой руки, что создает новый ненужный лязг или даже какие-нибудь ноты! Не забывайте, держать пальцы совершенно прямыми и контролировать усилие, чтобы не опускать струны слишком сильно вниз, до ладов.
Другие варианты
Некоторые гитаристы используют шумоподавитель (noise gate), который не пропускает слишком тихие звуки в усилитель, а только те, которые достаточно громкие для того, чтобы считаться преднамеренной частью игры. Это означает, что небольшие шумы, производимые вашими руками не попадут в усилитель, поскольку педаль определит, что они слишком тихие и отфильтрует их. Конечно, порог чувствительности шупомодавителя настраивается, позволяя изменять чистоту звука. Шупомодавитель может сделать жизнь проще, а для тех, кто записывается дома, он вообще не заменим.
Но тут я должен обратить внимание на одну вещь, вы наверняка ждёте, что я это скажу, но большинство из вас, определённо, не хотели бы это услышать: noise gate может служить отличным дополнением к хорошей технике приглушения струн, но не может её заменить. Неважно сколько денег вы потратили на шумодавы, вы всё ещё в ответе за основные ноты, и чем чище вы можете их сыграть, тем меньше шума придётся обрабатывать вашей педали, и тем ближе к совершенству будет конечный результат. (Кстати, я знаю, как минимум, одну метал-группу, нанимающую специального техника с обязанностью типа «Вызубри наш репертуар досконально, чтобы мы могли доверить тебе включать шупомодавитель и выключать его вручную, каждый раз во время перерыва в гитарной партии». Возможно такое глобальное решение проблемы шума может показаться вам экстремальным, но если вы должны играть плотные ритмы через перегруженный усилитель всю ночь нарполёт, то наверняка оцение мысль, что кто-то другой должен заниматься приглушением.)
Продолжая тему, если у вашей гитары «плавающее» тремоло (floating bridge, в общем, это двустороннее тремоло, «но не Floyd Rose» — прим. переводчика), то при игре подобных вещей возникает ещё одна проблема: пружины тремоло звенят в унисон, а вы не можете их приглушить рукой, потому что они запрятаны внутри гитары. Если после извлечения громкого аккорда, вы слышите словно далёкий перезвон большого церковного колокола, то у вас есть эта проблема. Одно из решений это убрать заднюю крышку с гитары и положить между пружинами кусок пенопласта. Конечно, это может почти не повлиять на ваш звук, но я считаю, то даже такая помощь неоценима, если вы хотите добиться хорошего, тяжёлого и ритмичного звучания на гитаре с тремоло.
Есть ещё пара применений для приглушения, не думаю, что в книге будет место лучше чем здесь для рассказа о них. В качестве небольшого упражнения, попробуйте много раз сыграть играть одну и ту же ноту, стараясь, чтобы каждая последующая нота звучала агрессивней предыдущей. Вероятно вы будете бить по струне всё сильнее и сильнее пока не дойдёте до точки, после которой увеличение силы атаки медиатором не будет увеличивать громкость ноты — получается, вы нашли точку максимума, и можно предположить, что это самое агрессивное звучание данной ноты, какое только можно извлечь из вашего инструмента.
На самом деле, вы можете подняться ещё на несколько делений по шкале агрессии, если будете бить ещё по парочке приглушённых струн, вместе с нотой, которую хотите услышать. Это добавит перкуссивной атаки в начало ноты, и никак не скажется на высоте звука, который вы услышите из усилителя. Если вы задеваете другие струны только в самом начале извлечения ноты, то пока вы будете их правильно приглушать, каждая дополнительная струна будет увеличивать треск (crunch), но не будет добавлять ненужных нот. Эта техника распространена в блюзе, вы можете найти примеры и у Би Би Кинга, он иногда добавлет тихий звук типа пррапп в начале длинной ноты, и в энергичном звучании Стиви Рэй Вона, который играя рифф по одной ноте задевает медиатором все шесть струн, что дает «мясной», хаотический эффект (но с этим поаккуратнее, лучше сначала потренируйтесь в чём-нибудь менее экстремальном).
Приведу простой практический пример. Если вы используете безымянный палец, чтобы прижать ноту F# на 14-м ладу первой струны, то можете зацепить медиатором за вторую, третью и четвёртую струны. Чтобы эффективно их приглушить, вам нужно использовать ладонь правой руки, но я бы порекомендовал подстраховаться, прижав струны ещё и указательным пальцем левой руки со стороны грифа. Каждый из этих способов может подвести, если использовать их отдельно, например, если вы используете для приглушения только левую руку, то можете случайно извлечь флажолеты на 12 ладу. Использование этих способов вместе добавляет надёжности, а после небольшой практики вы начнёте рефлекторно добавлять треск приглушённых струн к каждой ноте, которую хотите выделить.
Приглушение и бенды
Когда вы подтягиваете ноту, вы должны быть особенно внимательны к приглушению соседних струн, потому что здесь появляется новая проблема — вы подвигаете струну, которая должна звучать максимально близко к струне, которая звучать не должна. Например, если вы, играя ноту на 12-м ладу второй струны, захотите подтянуть её на тон, немного «покачать» её и заглушить, то встретитесь с двумя основными проблемами:
-
На пути вверх, палец, которым вы делаете бенд прикоснётся к третьей и четвёртой струнам, вы можете случайно извлечь лишнюю ноту посреди бенда. Этого можно избежать, если правильно приглушать правой рукой. Просто помните, что во время бенда струны становятся ближе друг к другу, так что ошибиться становится проще. Если не уверены, передвиньте правую руку поближе к бриджу, там расстояние между струнами меньше изменяется во время исполнения бенда.
-
Классический ляп: после исполнения бенда и небольшого вибрато, гитарист опускает струну до её обычного звучания и отчётливо слышит непонятно откуда взявшийся звук открытой четвёртой струны. Этого можно избежать не только сосредоточившись на приглушении правой рукой, но и поэкспериментировав, изменяя часть кончика пальца, которой вы прижимаете струну делая бенд. Так вы можете убедиться, что не сделаете нечаянный пулл-офф на струне, которую не хотите услышать. Главное запомните, что бенд не сделан, пока вы не вернёте струну на место. Кроме этого, не забывайте о приглушении. Даже если вы уже покончили с какой-то нотой, она всё ещё может объявиться!
Быстрое приглушение
Или, например, вы играете типичный фанковый ритм, ваша правая рука высекает 16-е, а левая прижимает E9 (когда вы зажимаете четвёртую струну на шестом ладу, берёте баррэ на высоких струнах на седьмом ладу и, возможно, добавляете тонику на пятой струне — все любят этот фанковый аккорд). Для того, чтобы добиться эффекта аналогичного «Theme from Shaft», вам нужно обрывать аккорд в определённых частях такта, поэтому 16-е ноты помечены как перкуссивное звучание приглушённых струн. Если вы посмотрите транскрипцию подобного ритма, то табулатуры будут переполнены иксами, означающими приглушение. Подобное звучание достигается ослаблением хвата левой руки.
Главное здесь определить насколько нужно расслабить руку. Она должна сохранять форму аккорда, но быть расслабленной именно настолько, чтобы струны отошли от ладов и звук оборвался. Если ваши кончики пальцев потеряли контакт со струной, то это значит, что вы расслабили руку слишком сильно, а получившийся грязный звук не оставит никаких сомнений, что вы делаете что-то неправильно.
Чтобы освоить подобный стиль игры (а я вам рекомендую — это круто!) лучше всего приготовить аккорд в приглушённом состоянии, потом начать бить по струнам в нужном ритме и после этого несколько раз прижать аккорд в тот момент, когда вы посчитаете нужным. Постарайтесь сохранять ритм правой руки, и не позволяйте себе слишком задумываться о левой руке; прижатие/отпускание аккорда должно происходить само собой, в первую очередь нужно сосредоточиться на ритме и тайминге.
В студии гитаристы иногда повязывают ткань вокруг грифа сразу у головы, этого достаточно чтобы приглушить открытые струны. Это, конечно, жульничество и, уж точно, не поможет вам сыграть «Walk This Way» или тему Джеймса Бонда, но в некоторых сложных партиях, которые не завязаны на использование открытых струн, может хорошо помочь. Представьте, что вы собираетесь закончить трек отличным восьмитактовым соло. Если последние десять попыток были почти идеальными, но их портил звук открытой шестой струны после удачного лика в седьмом такте, то вы, наверное, уже не будете так уж против небольшого жульничества?
В подобной ситуации у вас нет возможности извиниться и практиковаться весь день (студийное время очень дорого, и если вы не Def Leppard, у вас никогда не будет его в достаточном количестве). Полагаю, что стоит попробовать всё, что только может помочь выполнить вашу задачу хорошо.
Приглушение и тэппинг
Если вы любите иногда использовать восьмипальцевый тэппинг, то вам нужно обратить особое внимание на то, что делают ваши открытые струны, когда вы слишком заняты, чтобы следить за ними! Многие гитаристы специализирующиеся в этой области используют специальные приспособления для приглушения — Дженифер Баттен, например, использует хитрое приспособление на пружинах, сделанное из того же материала, что и модератор в пианино. Каждый, кто хоть раз пробовал тэппинг на двух грифах одновременно, определённо согласится с необходимостью такой штуковины (вспоминается монстр Стива Вая в форме сердца с тремя грифами или впечатляющий трюк Стенли Джордана, когда он играет на двух гитарах одновременно). Проблема в том, что каждая рука слишком занята, чтобы что-то ещё приглушать — попросту нечем. Тратить или нет на эту идею деньги — вопрос спорный. Повязывание старого носка — да и вообще любого носка — вокруг грифа работает ничуть не хуже, чем что-либо другое из того, что я пробовал. Если вы хотите использовать что-то для приглушения, но в то же время иметь возможность переключаться на обычную игру с открытми струнами, я рекомендую купить несколько резинок для волос, лучше ворсистых. Вы можете легко перемещать резинку с одной стороны головы на другую той рукой, которой прижимаете струны, что позволит без проблем «включать» и «выключать» приглушение. Но запомните, что резинки быстро теряют эластичность и не могут быть сменены «на лету», поэтому всё же обдумайте идею с носком!
Подобная проблема возникает в ликах подобных «булькающему» арпеджио Джо Сатриани из альбома Flying In A Blue Dream. Такие лики нужно извлекать хаммерами, а не медиатором, чтобы сохранить «булькающий» эффект, а каждая нота на новой струне, относительно предыдущей, так что обеспечить приглушение ужасно сложно. Джо придумал дерзкое решение, когда он играет трек вживую, он переносит правую руку между головой и левой рукой, чтобы глушить струны. Может быть, это жульничество, но это работает, и нужно признать, что это неплохо выглядит.