Фразировка — как поставить гитарный голос | Игра на гитаре руками

TG разбивает манеру вашей игры на три ключевые составляющие – ритм, артикуляция и динамика – для того, чтобы помочь найти ваш собственный уникальный стиль игры.

Автор статьи: James Uings
Оригинал: Total Guitar №193 (10.2009)

Величайших гитаристов можно узнать даже по нескольким нотам – это их фразировка. Вспомните например широкие бэнды Дэвида Гилмора, мелодии Slash’а и агрессивную атаку Мэтта Хифи. Уникальные нюансы их стиля игры проистекают из того, как именно они фразируют группу нот. По той же причине, по которой ничей голос не звучит как ваш, то, как вы играете, всегда слегка отличается от того, как играет кто-то другой.

Фразировку можно разделить на три основных категории: ритм (когда вы играете ноту), артикуляция (как вы играете ноту) и динамика (с какой громкостью вы играете ноту). Изменяя один или все из этих аспектов, вы можете радикально изменить звучание с которым играете какую-то последовательность нот. На самом деле, даже короткую последовательность из четырех нот можно сыграть бесчисленным количеством способов, если менять фразировку. Существует распространенное заблуждение, что чтобы быть хорошим гитаристом, нужно знать очень много ладов (гамм). Но если у вас будет превосходная фразировка, вы сможете играть отличные соло в одной позиции одного лада. Легенда блюза Би Би Кинг использовал один и тот же шаблон из семи нот в подавляющем большинстве своих соло, и никто никогда не советовал ему расширить свои знания!

Твой звук, твой путь

Ниже TG расскажет как вы можете улучшить каждый из трех аспектов фразировки. Это не только поможет получить вам максимальную отдачу от ликов и ладов, которые вы уже знаете, но и даст импульс к проработке вашего собственного, мгновенно узнаваемого звучания.

РИТМ: когда играть

Гитаристы часто делают ошибку сосредотачиваясь на том какие ноты им играть, в то время как следовало бы больше внимания обращать на то когда их играть. Вам не нужно знать много ладов, чтобы создавать оригинальные соло-партии — даже используя всего несколько, Вы можете производить впечатление на людей своей изящной игрой.

В этом аспекте довольно просто улучшить свою игру. Начните с простой фразы и изменяйте длительность нот, пока не получится что-то, что понравится вам. Можно попробовать держать первую ноту подольше или играть после первой ноты несколько быстрых нот. Не нужно особо раздумывать над этим, просто возьмите и попробуйте.

В Упражнении 1 представлен лик под названием «безвкусная игра», он является примером того, как обычно играют неопытные гитаристы. Все ноты одной длительности и поэтому в них нет экспрессии. Позже мы рассмотрим и другие способы того, как улучшить базовые лики, а в Упражнениях 2-4 показано, как можно изменить базовую последовательность нот в крутой лик, если по другому расположить длительности и добавить паузы.

Лучший путь, чтобы получить идеи улучшения вашей игры — это слушть любимых музыкантов и анализировать, как они используют разные ритмы, чтобы сделать свою игру интереснее. Это поможет вам, когда вы будете играть свои лики.

Упражнение 1: безвкусная игра. Эта простая последовательность нот взята из минорной пентатоники тональности Си. Она лишена ритмического интереса и вряд ли привлечёт чье-то внимание.

Упражнение 1 (mp3)

Упражнение 2: длинная первая нота. Это последовательность нот из первого примера. Но первая нота добавляет ритмического интереса. Табы выглядят одинаково, поэтому послушайте аудиопример, чтобы понять разницу.

Упражнение 2 (mp3)

Упражнение 3: добавляем пространство. Не-гитаристы быстро замечают, если гитарист не может сохранять тишину. В этом лике длинные ноты используются для создания пространства и ощущения напряжения.

Упражнение 3 (mp3)

Упражнение 4: быстрые ноты. Эта фраза начинается с пачки быстрых нот с длинной нотой в конце. Используйте переменный штрих, чтобы сыграть фразу гладко.

Упражнение 4 (mp3)

Минус для упражнений 1-4 (mp3)

АРТИКУЛЯЦИЯ: как играть

С помощью этого аспекта можно внести огромное разнообразие в свою фразировку. У гитары есть огромное преимущество перед многими другими инструментами (как, например, пианино), потому что вы можете манипулировать одной нотой кучей разных способов. Бэнды, слайды, различные вибрато, хаммер-он’ы, пулл-офф’ы… Это называют «артикуляцией» и это дает вам богатую палитру для создания прекрасно фразированных ликов.

Как и в предыдущей секции, практика и эксперименты это ключ к успеху. Попробуйте сыграть короткую последовательность нот, а потом сыграйте её же, но измените артикуляцию. Например, можно изменить «чисто» взятые ноты на хаммеры и пулы, чтобы получить более гладкий звук. Или скользить слайдом на нужные ноты, вместо того, чтобы просто извлекать их. Как вариант, вместо слайда, можно подтягивать струну к нужной ноте.

В Упражнении 5 представлено соло, в котором используется один набор артикуляций. Те же самые ноты играются в Упражнении 6, но там использется другая артикуляция. Очень внимательно послушайте аудиопримеры и попытайтесь найти отличия — некоторые очень сложно уловимы.

Никакой способ не является «правильным», но чем лучше вы понимаете отличия, которые дают разные способы артикуляции, тем лучше становится звук вашей игры. В будущем вы будете использовать эти знания интуитивно во время игры соло.

Упражнение 5: Соло 1. Соло начинается с бенда, а для следующей фразы нужно использовать переменный штрих.

Упражнение 5 (mp3)

Упражнение 6: Соло 2. Это соло состоит из тех же нот, что и предыдущее, но играется по другому. Начинается со слайда, а потом используются хаммеры и пуллы для более гладкого звука. В шестом такте слайды заменены стаккато (короткими, дробными нотами).

Упражнение 6 (mp3)

Минус для упражнений 5-6 (mp3)

ДИНАМИКА: с какой громкостью играть

Когда другие, рассмотренные, аспекты фразировки присутствуют в игре, можно обратить внимание на то, с какой громкостью нужно играть ноты. Это может оказать огромное влияние на ваше звучание. Кроме простого изменения громкости, присутствуют и изменения тона, происходящие из-за того, что нота извлекается с разной атакой. Все это может вам играть ваши собственные уникальные соло.

Можно объяснить динамику в терминах уровня громкости. Взгляните на диаграму, она показывает диапозон от очень-очень тихого (внизу) до очень-очень громкого (вверху). Большинство людей играют где-то посередине (в рамке), а ваша цель в том, чтобы использовать весь диапазон. Попробуйте играть лики так тихо, как только возможно и так мощно как только возможно. После этого поработайте над переходами между разными уровнями динамики. Упражнения 7-9 представляют полный курс тренировки.

Упражнение 7: Тест восприятия. Этот лик создан для того, чтобы играть его так тихо, как только возможно. В аудиопримере он играется примерно в районе второго-третьего деления на шкале громкости. Попробуйте сыграть еще тише.

Упражнение 7 (mp3)

Упражнение 8: Тест агрессивности. Здесь ваша цель — бить по струнам так сильно, как только можете. Вы заметите, что очень сложно играть на 100% точно и одновременно максимально агрессивно, но в этом и прелесть.

Упражнение 8 (mp3)

Минус для упражнения 8 (mp3)

Упражнение 9: Поиск балланса. В лике используются перемещения между разными уровнями динамики. Послушайте аудио-пример и попробуйте повторить то, что услышали.

Упражнение 9 (mp3)

Собираем всё вместе

Хорошая фразировка это не то, что может сразу появиться — требуется много времени на поиск и разработку собственных способов игры — но если вы потратие это время, то постепенно будете замечать результаты. Самое важное, знать разные факторы создающие хорошую фразировку. Эти уроки помогут сделать первый шаг к тому, чтобы лучше понимать и больше уделять внимания деталям вашей игры. Держите все эти аспекты в голове, и, со временем, они принесут плоды в виде отличного звучания. Итак, играйте Упражнение 10 столькими разными способами, сколько можете придумать. Подумайте над ритмом, артикуляцией и динамикой. Возможности безграничны!

Упражнение 10: Собираем все вместе. В лике нет ритма, артикуляции и динамики… пока. Подумай сколько вариаций ты можешь сделать из этого. Если остановишься до того, как насчитаешь 10, ты остановился слишком рано.

Упражнение 10 (mp3)

Минус для упражнений 9-10 (mp3)