Секреты ритма (игра с метрономом) | Игра на гитаре руками

Если хотите добиться техники, как у Джеймса Хетфилда, то вам нужно работать над своим ритмом. В этой статье мы раскрываем вам магию метронома.

Автор статьи: Chris Bird
Оригинал: Total Guitar №№190-191 (07.2009-08.2009)

metronome2-264x297-4472105

У каждого гитариста должен быть метроном — тренировки с ним, сделают вашу игру лучше. Щелканья или пиликанья, которые издает это устройство помогут вам улучшить ваш тайминг и скорость, и, кроме того, дадут лучшее понимание ритма. А если вы играете в группе, то Click Track (как часто называется метроном в студии) даст вам и вашим товарищам по группе ясное понимание того, с каким таймингом надо работать.

В любом метрономе настраивается темп. Темп — это скорость музыки, он считается в долях (битах) в минуту (bpm). Установите ваш метроном на 60bpm и он будет издавать звук каждую секунду. Установите на 120bpm, и услышите пульсацию дважды в секунду, и так далее. Во многих нотах и табах, в самом начале указан темп в bpm, с его помощью можно точно узнать как быстро нужно играть.

Пульсация продолжается

Любые упражнения с метрономом работают лучше всего, если вы играете их очень медленно. Хороший выбор для начала это 60bpm. Когда вы почувствуете, что играть в этом темпе вам комфортно, начинайте постепенно прибавлять темп (шагами в 3bpm или 4bpm, например). Тренировка в медленном темпе не только позволит вам играть более легко и плавно, но и поможет лучше запомнить музыку (это было бы невозможно, если бы вы играли слишком быстро). Когда вы плавно наращиваете темп, то необходимость поддерживать скорость будет способствовать улучшению ваших навыков игры, и, кроме того, будет подпитывать вашу уверенность в своей игре.

Не переживайте, если у вас прямо сейчас под рукой нет метронома. В конце статьи представлены трэки с записями метронома на разных bpm и с разными музыкальными размерами, а это значит, что бы можете поработать «с метрономом» прямо сейчас.

Размер такта

В любой музыке есть пульсация. Это главный ритм песни — часто заразительный, скрытый ритмический рисунок, который мы отбиваем ногой или считаем про себя. Большинство рок и поп музыки имеют размер 4/4, поэтому, чтобы считать в такт, нужно считать до четырех. Но существуют и другие тактовые размеры. Например, в размере 3/4 нужно считать до трёх. Не зацикливайтесь на теории на этом этапе; ключевой момент то, что ваш метроном может подражать пульсации музыки, которую вы репетируете, и всегда поддерживать верный тайминг.

В Примере 1 записаны две версии каждого риффа: один с метрономом, а другой под «минус».

Пример 1

rhytm_secrets_example1-650x157-6227538

Пример 1. Риффы в размерах 4/4 и 3/4

Пример 1 – такты 1-2 (mp3)
Пример 1 – такты 1-2 с аккомпанементом (mp3)
Пример 1 – такты 3-4 (mp3)
Пример 1 – такты 3-4 с аккомпанементом (mp3)

Тренируйте каждый рифф, для начала, под 60bpm метроном, а потом попробуйте ускоряться. Если есть возможность, повышайте темп постепенно, по 3-4bpm за шаг. Считайте до четырех, когда играете первый рифф (1 и 2 такты), а играя второй рифф, считайте до трёх (такты 3 и 4).

Работаем над таймингом

Одним из преимуществ использования метронома в упражнениях является значительное улучшение тайминга (умение играть ноты или аккорды точно в нужный момент). Чем лучше ваш тайминг, тем более аккуратной и плавной будет ваша игра. Упражнения, которые представлены ниже, помогут вам поработать над этим аспектом. В первом такте Примера 2 ваша цель — «высекать» аккорды точно под метроном. Сосредоточтесь именно на своевременном звукоизвлечении вместе с метрономом, и только после этого переходите ко второму такту. В примерах 3 и 4 используются слабые доли. Слабыми долями называют ноты, которые находятся между пульсациями метронома. Внимательно послушайте метроном и попытайтесь синхронизировать ваши движения правой руки: играйте удары вниз на сильные доли и удары вверх на слабые.

Пример 2

rhytm_secrets_example2-650x146-5040429

Пример 2. Тайминг смены аккордов

Пример 2 – такт 1 – 60bpm (mp3)
Пример 2 – такт 1 – 75bpm (mp3)
Пример 2 – такт 1 – 90bpm (mp3)

Пример 2 – такт 2 – 60bpm (mp3)
Пример 2 – такт 2 – 75bpm (mp3)
Пример 2 – такт 2 – 90bpm (mp3)

Хороший тайминг нужен обеим рукам! В первом такте извлекайте аккорд A точно вместе со звуком метронома, не раньше, не позже. Во втором такте вам нужно вовремя менять аккорды, продолжая извлекать их в нужное время. Если для вас второй такт покажется слишком простым, попробуйте использовать не два, а четыре аккорда и увеличить темп.

Пример 3

rhytm_secrets_example3-650x174-6885438

Пример 3. Тайминг смены аккордов на слабых долях

Пример 3 – 60bpm
Пример 3 – 75bpm
Пример 3 – 90bpm

Здесь аккорды изменяются между долями на которые приходится «счет». Эти промежуточные доли называются «слабые доли». Вы можете просто считать до четырех и попытаться почувствовать слабые доли, или добавлять между счетом «и», каждый раз, когда аккорд меняется, например, в первом такте считать «раз, два, и, три, четыре, и».

Пример 4

rhytm_secrets_example4-650x136-6659707

Пример 4. Тайминг слабых долей в соло

Пример 4 – 60bpm
Пример 4 – 75bpm
Пример 4 – 90bpm

Этот лик сложновато играть в первый раз, потому что здесь есть несколько нот на слабых долях. Как и в Примере 3, они должны звучать между звуками метронома. Извлекайте сильные доли ударами медиатора вниз, а слабые ударами вверх.

Работа над скоростью

Не важно, новичок ли вы, работающий над скоростью, способный «шредер» или кто-то посередине, пять упражнений с метрономом, представленных ниже, помогут вам разработать свою скорость.

Наибольшая польза от метронома состоит в том, что скорость вашей игры заметно увеличивается. Многие гитаристы любят «рубить» супер-быстрые лики, и если беглая, техничная игра это ваш выбор, то использование метнонома это единственный путь к тому, что у вас был гарантированный результат. Кординация и моторные навыки, нужные для того чтобы играть быстро (и легко), появляются в результате постоянных тренировок и требуют, чтобы все, что вы играете, отрабатывалось с хорошим таймингом. Поэтому, если хотите играть быстро, то сделайте метроном своим главным рабочим инструментом.

Вашей целью не является скорость света. Но вы все равно получите пользу от упражнений на скорость с метрономом, будь вы новичок, не готовый к быстрым ликам или просто не интересовались техничной игрой. Важнейшей частью разучивания любой музыки является разбиение её на части и тренировка этих секций в медленном темпе. Таким образом вы постепенно улучшите и ритм, и тайминг, и скорость. Примените этот подход к любой музыке, на разучивании которой вы застряли, и вы увидите результат. Для начала определите скорость. Оцените аккуратность своей игры и выберите подходящий темп. Не поддавайтесь желанию играть побыстрее, чем вы можете, сосредоточтесь на аккуратной игре. Скорость придет сама, как результат медленных и аккуратных тренировок. Примеры записаны в пределах 60-90bpm, но вы можете играть медленнее. Например, если 16-е ноты в Примере 5 для вас слишком быстрые, то попытайтесь играть на половине скорости: оставьте метроном на 60bpm и просто играйте в два раза медленнее. И наоборот, если хотите, можете играть в два раза быстрее!

Пример 5

rhytm_secrets_example5-649x137-4006191

Пример 5. Начинаем медленно

Пример 5 – 60bpm
Пример 5 – 75bpm
Пример 5 – 90bpm

Два нюанса в освоении этого повторяющегося лика: переменный штрих и быстрые пальцы. Потратьте несколько минут на игру в замедленном темпе (60bpm), чтобы обе ваши руки хорошо запомнили, что им нужно делать. Вы даже можете выключить метроном, если нужно. Ваша цель на первом этапе — играть без единой ошибки, с использованием переменного штриха и правильной аппликатуры. Не стоит недооценивать важность медленного разучивания фразы. Медленная игра помогает запомнить лик и достичь координации между движениями метронома и левой рукой. Когда получится играть медленно, наращивайте темп.

Пример 6

rhytm_secrets_example6-650x125-9471070

Пример 6. Разбираем примеры

Пример 6 – 60bpm
Пример 6 – 75bpm
Пример 6 – 90bpm

Это сложный для освоения лик, но каждая группа из четырех нот, это простая фраза минорной пентатоники. Отрабатывайте каждые четыре ноты отдельно. Попробуйте поиграть первые четыре ноты на 60bpm или меньше. Если играть четыре ноты на каждый щелчок метронома будет для вас слишком быстро, играйте по две ноты на щелчок. Когда вы будете уверенно и без напряжения играть каждую четырёхнотную фразу, попробуйте сыграть лик целиком.

Игра коротких фраз под метроном помогает определить слабые места в своей игре.

Пример 7

rhytm_secrets_example7-650x134-5079670

Пример 7. Повторение

Пример 7 – 60bpm
Пример 7 – 75bpm
Пример 7 – 90bpm

Повторение это важнейшая вещь при отработке скорости. Данное правило применимо ко всем ликам в данном уроке. Повторяйте их медленно и аккуратно, обращая внимание на технику. Нет никакого смысла повторять лик, если вы играете его плохо, всё что вы получите — плохую привычку, от которой будет очень сложно отучиться в будущем! Играя арпеджио в этом примере, включайте метроном на несколько минут каждый раз. Если вы будете постоянно репетировать, то ваши движения будут становиться всё более естественными и скоро вы будете легко перескакивать между двумя арпеджио.

Пример 8

rhytm_secrets_example8-650x124-2869862

Пример 8. Наращиваем скорость

Пример 8 – 60bpm
Пример 8 – 75bpm
Пример 8 – 90bpm

Собственно, смысл работы над скоростью в том, чтобы начать играть быстрее! Хитрость в том, чтобы наращивать темп едва заметными шагами (2-4bpm). Если вы начали с 60bpm, через минуту или две начинайте повторять его на 63bpm, и продолжайте в том же духе, пока не достигните своего предела. Теперь снова попробуйте поиграть лик на 60bpm, это должно быть проще, чем в прошлый раз. Со временем, ваш начальный темп будет ощущаться как медленный.

Если этот лик покажется вам слишком сложным, то вы можете применить описанную технику к каждой секстоли отдельно.

Пример 9

rhytm_secrets_example9-650x130-5862510

Пример 9. Играем более сложную музыку

Пример 9 – 60bpm
Пример 9 – 75bpm
Пример 9 – 90bpm

Тренировка скорости это не только гонка супер-быстрых ликов. Будет здорово, если вы примените описанные техники к любому кусочку музыки, с которым испытываете проблемы. Данный пример, на первый взгляд, требует хорошей растяжки. Но, на самом деле вам не обязательно прижимать обе ноты одновременно, поэтому хитрость заключается в смене позиции.

Попробуйте применить здесь все четыре пройденные стадии: замедляйте, разбивайте на повторяемые куски, постепенно наращивайте темп, когда чувствуете, что в текущем темпе можете играть аккуратно и без напряжения.

Приложение: записи метрономов

Размер 4/4

Метроном. Размер: 4/4. Темп: 60bpm. (mp3)
Метроном. Размер: 4/4. Темп: 75bpm. (mp3)
Метроном. Размер: 4/4. Темп: 90bpm. (mp3)

Размер 3/4

Метроном. Размер: 3/4. Темп: 60bpm. (mp3)
Метроном. Размер: 3/4. Темп: 75bpm. (mp3)
Метроном. Размер: 3/4. Темп: 90bpm. (mp3)

Размер 6/4

Метроном. Размер: 6/4. Темп: 60bpm. (mp3)
Метроном. Размер: 6/4. Темп: 75bpm. (mp3)