Гатри Гован. Гитара – творческий подход. (Часть 1. Введение и Глава 1.) | Игра на гитаре руками

В первой части «Общие сведения» я попытался ответить на все распространённые вопросы, с которыми сталкиваюсь, обучая людей. Некоторые из этих вопросов покажутся немного философскими, странными и малополезными, но, поверьте, разобраться в них очень полезно, хотя бы потому, что здесь поднимаются некоторые интересные вопросы типа «как и почему вы играете те или иные вещи». Порой, потратить время на то, чтобы просто подумать над своей игрой, может быть столь же полезно, как посидеть несколько часов с метрономом.

Оригинал: Creative Guitar 1: Cutting Edge Tech by Guthrie Govan

guthrie-govan-creative-guitar-1-229x297-7497644

От переводчика

По просьбам камрадов Антон_Warheart, sar Lion и, человека со странным ником, 03061993 я начинаю перевод книги «Гатри Гован. Гитара – творческий подход. Часть 1. Важнейшие техники». Я не перестаю переводить статьи из журналов, но постепенно буду выкладывать и главы из книги. Не знаю сколько времени это займёт, но обещаю постараться довести дело до конца и сделать полный перевод обеих книг.

Кстати, пользуясь случаем, благодарю всех кто оставлет мне благодарности и отзывы в комментариях к переводам, на форуме GuitaPlayer’а, других форумах и в своих блогах. Я приятно удивлен, что стольким людям полезно то, что я делаю. Удачи вам в творчестве, друзья!

Предисловие

Данная серия состоит из двух книг, цель которых — попытка помочь рок-гитаристам зашедшим в тупик. Серия охватывает все распространенные вопросы и проблемы, с которыми я встречался за годы преподавания гитары. Для объяснения основных элементов теории используется очень доступный подход, он позволит вам сразу применять полученные знания на практике. Рассказано как эффективнее построить свои упражнения и как определить слабые места своей игры. Показано много новых ликов. Поощряется самостоятельный подход к обучению, чтобы читатель был готов к изучению любых интересующих его аспектов игры на гитаре, независимо от того рассматриваются они в книгах серии или нет. В общем, эти две книги довольно амбициозны, хотя они не претендуют на то, чтобы стать всеобъемлющей библией о гитаре, но моей основной целью было научить вас размышлять над тем как, вы играете, и направить вашу игру в новое русло.

Я надеюсь, что добился того, чего хотел в этих книгах. Наконец, я надеюсь, что вам понравится работать с этой книгой и её продолжением. Запомните, обучение игре на инструменте не должно быть для вас рутиной или работой, это должно быть развлечением и наградой!

До встречи!

Введение

За то время, что я преподаю гитару, я встречал много гитаристов, которые наткнулись на одну и ту же преграду в своей игре: у них была некоторая практика, они довольно хорошо ориентировались в терминологии рока и блюза, хорошо освоили базовые техники… но они были в растерянности.

Некоторые выражали эту растерянность как «Я уверен, что есть другие вещи, которым я должен научиться. Я надеюсь, что учился правильно!» или, само собой, «люди говорили, что я очень хорошо играл на выступлении, но я чувствую себя самозванцем, потому что на самом деле я не понимаю, что я делаю». Если вы когда-либо замечали, что всё, что вы репетируете, на самом деле, уже умеете, и играя это быстрее или «чище» вы не выходите на новый уровень игры, не учитесь чему-то новому, значит эта книга для вас. Она откроет для вас новые пути к развитию, объяснив некоторые важные нюансы теории и техники, вы узнаете как применить эти знания к вашему стилю игры.

Я постарался систематизировать эту информацию по важности для большинства гитаристов. Что касается теории, я объясняю всё с самых основ, поэтому, даже если у вас нет никакой теоретической базы, вы сможете понять нужные принципы без особых усилий (но на некоторых вопросах всё же придется сконцентрироваться!). Вообще, если почувствуете, что какая-то глава вам не по плечу, то лучше отложить на время книгу и потратить некоторое время, чтобы хорошо разобраться в том, что уже изучили. Любая вещь, которую я объясняю, используется в последующем обучении, поэтому рекомендую стараться использовать каждую идею на практике в свою очередь.

С другой стороны, если вы из тех, кто уже имеет теоретическую базу, то вам может быть интереснее читать книгу не по порядку. Но не забывайте, что некоторые разделы могут быть важны даже, если они объясняют то, что вы уже изучали. Никогда не вредно узнать ещё одну точку зрения на некоторые вещи, а некоторые концепции могут быть более важными и глубокими, чем вы думали.

Эта книга разделена на 5 очень разных частей:

  • В первой части «Общие сведения» я попытался ответить на все распространённые вопросы, с которыми сталкиваюсь, обучая людей. Некоторые из этих вопросов покажутся немного философскими, странными и малополезными, но, поверьте, разобраться в них очень полезно, хотя бы потому, что здесь поднимаются некоторые интересные вопросы типа «как и почему вы играете те или иные вещи». Порой, потратить время на то, чтобы просто подумать над своей игрой, может быть столь же полезно, как посидеть несколько часов с метрономом.
  • Во второй части «Техника», основательно рассматривается техника игры, особый упор делается на эффективность движений и на достижение того, чтобы при игре ощущалась свобода и естественность, насколько это только возможно.
  • В третьей части «Теория без слёз», я пытаюсь упростить музыкальную теорию, объясняю некоторые профессиональные термины, показываю как связаны лады и аккорды, затрагиваю самые страшные для «легкого чтива» темы. Не буду врать, здесь не будет всеобъемлющего курса музыкальной теории в простом изложении, но вы узнаете основные принципы и научитесь понимать всю музыку, которая записана в этой книге (дальше, разумеется, будет уже только практика!).
  • Четвертая часть «Лады и аккорды» переносит музыкальную теорию на гриф вашей гитары, объясняет много терминов и показывается взаимосвязь между ладами и аккордами.
  • Пятая часть «Аудиоприложение», позволит отработать все изученные идеи на практике под различные «минусы». Для каждого трека я объясняю прогрессию аккордов, советую какие ноты будут подходящим выбором, но, в целом, оставляю вас наедине с вашим инструментом. Так что вы сами можете применить полученные из книги знания, так, как считаете нужным.

Каждый раз когда вы разбираете какую-то идею, особенно ближе к концу книги, вам нужно использовать её как отправную точку и пробовать в стольких вариантах, сколько можете придумать. Используйте разные тональности, разные лады, поэкспериментируйте с различными ритмами, в общем, делайте все, что только можно, чтобы сделать для себя идею максимально применимой в вашей игре.

А теперь, за работу…

Глава 1. Общие сведения

Цели

Иногда меня просят проводить гитарные мастер-классы. Я обожаю это делать, потому что это означает, что я буду стоять с верной гитарой в руках, перед группой из 20-30 людей и рассказывать об одной из самых любимых вещей – игре на гитаре.

На одном таком мероприятии, несколько лет назад, я рассуждал о распространённости нотных транскрипций и «минусовок» в современных магазинах. Можно сказать, что гитаристам никогда не было так хорошо — что бы вы ни захотели разучить, скорее всего, вы без особого труда найдете качественную нотную транскрипцию. Я тогда высказал точку зрения, что в результате этого может вырасти поколение ленивых гитаристов. Я отметил важность хорошего музыкального слуха — способности понимать то, что вы слышите, и повторять это на своём инструменте, разбирать соло с записей, джемовать с другими музыкантами «в живую» и так далее — и сказал, что буду очень удивлён, если все эти замечательные пособия не ухудшат слух современных гитаристов. Я встречал гитаристов, которые знали каждую ноту в монументальном альбоме Passion And Warfare Стива Вая, но не могли джемовать под 12-тактовый блюз, и лично меня такие вещи расстраивают. Действительно ли эти ребята создают музыку или они просто исполняют её на гитаре, типа как печатают письмо под диктовку? И вот в таком ключе я жаловался на молодое поколение на том мастер-классе, когда один из студентов поднял руку и заметил «я понял, что вы имеете ввиду, но, я думаю, это не относится ко мне».

Я был заинтригован. Он объяснил, что он очень занятой гинеколог, и, само собой, у него и в мыслях нет производить революцию в гитарной рок-музыке. Он настолько занятой, что у него даже нет времени джемовать с другими людьми на регулярных площадках. «Всё что мне нужно», — сказал он, — «это приходить домой после длинного рабочего дня и иметь возможность сыграть “Wonderful Tonight”. У меня нет времени на то, чтобы самостоятельно разобрать эту вещь, поэтому, без тех самых транскрипций, я не получил бы и половины удовольствия от своего хобби».

Справедливо. Видимо, я тогда забыл, что не каждый гитарист имеет время и желание тратить каждый час, когда не спит, на изучение своего инструмента, а беседа, которую я описал, напомнила мне, что разные люди играют на гитаре по разным причинам. И любая из них хороша, если делает вас счастливее.

В контексте данной книги, я думаю, мораль истории в том, что обязательно нужно точно знать, какие цели вы перед собой ставите, это позволит распоряжаться временем более продуктивно. Как вы сможете работать над достижением цели, если даже не знаете, что это за цель?

Если вам нравится разбирать какие-нибудь песни по транскрипциям, и вы играете, главным образом, по «терапевтическим» причинам, или чтобы иметь в запасе парочку трюков для вечеринки, то, скорее всего, вам и не нужны никакие «новые пути». Но, осмелюсь предположить, что даже в этом случае, некоторые аспекты игры на гитаре, рассмотренные в этой книге, покажутся вам полезными.

Если же вы опытный, выступающий гитарист и обучались по слуху, то, вполне возможно, что вы отлично играете и у вас отличный звук, но вы не понимаете, что именно вы делаете. Подобные гитаристы могут многое почерпнуть из теоретических разделов этой книги.

Если вы шредер-маньяк (словарь Вебстера определяет этот термин, как музыканта играющего хеви-металл, смысл существования которого в том, чтобы впихнуть как можно больше нот в каждый такт, в надежде вселить страх в сердца своих коллег), то, возможно, вы наткнулись на барьер в своём поиске великой скорости. Если вы считаете, что попадаете в эту категорию, то вам будет интересна та часть книги, которая рассказывает о технике.

И кстати, я никогда не стал бы очернять эту наполненную олимпийским духом технику. В общем, если навязчивая идея увеличения скорости заставляет кого-то чаще заниматься, то это не может быть так уж плохо! Как бы то ни было, вы должны задуматься над вопросом: «Как я узнаю, что моя скорость достаточна?». Я полагаю, что оттачивание «техники ради техники» это просто хобби, не хуже других, но замечу, что вы никогда не сможете играть быстрее собственных мыслей. Если вы обнаружите, что достигли этого предела, то вам нужны новые идеи!

Я предполагаю, что музыка задумывалась, как общественное явление, т.е. музицировать — означает играть с людьми и для людей, общаться и с коллегами по группе, и с публикой. Я очень высоко оцениваю этот аспект музыки и считаю, что настоящая цель музицирования это быть частью выступающей группы. Подумайте об этом — вы часть команды, вы публичный человек, много пива… Если это ваши приоритеты, то лучше вам сосредоточиться на улучшении своих способностей к взаимодействию с группой и публикой, умения держать и чувствовать ритм, ну и тому подобные вещи. Некоторые части этой книги напрямую поощряют к этому, но вам придется отыскать их самому!

Ещё среди гитаристов часто встречается идеализирование какого-нибудь исполнителя, заключающееся в покупке такого же оборудования, одежды и, самое главное, попытке скопировать каждый нюанс стиля игры своего героя. Здесь уже могут влиять чисто психологические причины — я знаю одного парня, он играет более похоже на Эрика Клэптона, чем сам Эрик — но, чаще всего, в этом нет ничего плохого. Если это мотивирует вас играть, то почему нет?

Но все же, я считаю, что лучше всего гитаристам рассматривать подобное поклонение героям, как один из этапов развития — однажды вы поймете, что именно вам нравится в стиле какого-то гитариста, и тогда, наверное, лучше начать двигаться дальше и искать своё собственное звучание. Важность обучения у великих музыкантов сложно переоценить — стиль Эдди Ван Халена был бы совсем другим, если бы он не разучивал в юности лики Клэптона — но если ваша основная цель в том, чтобы звучать в точности как кто-то другой, то, полагаю, это будет долгий путь, который сильно замедлит ваше личное музыкальное развитие.

Пища для размышлений: разве не было бы здорово послушать кого-нибудь, кто подражает Джорджу Бенсону, Джеффу Бекку, Шону Лейну и Джерри Донахью одновременно? Это, конечно, преувеличение, я просто пытаюсь сказать, что вам нужно пытаться учиться на всём, что вы слышите, вместо того, чтобы разрабатывать туннельное зрение, слишком сильно фокусируясь на одном гитаристе. В конечном счете, всё, что повлияет на вас, соберётся в один уникальный путь, и вы будете звучать более индивидуально.

Будьте непредвзяты

Единственная цель этого параграфа донести до вас принцип: «Не избегайте разных форм музыки из-за предубеждений». Например, неприязнь к хеви-металу может отвратить кого-то от изучение двуручного тэппинга, и он потеряет инструмент с помощью которого можно создавать не только ванхаленоподобные представления, но и особое «клавиатурное» звучание аккордов. И наоборот, опытный рок-гитарист может хорошо владеть техникой тэппинга, но не знать о восточных пентатониках, которые делают стиль Марти Фридмана столь характерным. А если вы послушаете дебютный альбом Майкла Ли Фиркинса (который так и называется — Michael Lee Firkins), то вы услышите, рок-гитариста использующего тремоло для создания металлического кантри-слайд эффекта, вместо обычной для этого жанра долбёжки.

Мне нравится видеть эмоции на лице ограниченного металлиста, когда он в первый раз слышит хорошее исполнение 24 каприса Паганини для скрипки или даже Friday Night In San Francisco с акустического toure de force Ал Ди Меолы, Джона Маклафина и Пако Де Люсия. Независимо от того, какой стиль вам нравится, вы будете приятно удивлены послушав альбом Марка О’Коннора The New Nashville Cats (если же невероятная игра не скрипке Марка вас не впечатлит, то вы как минимум должны признать, что его музыкант, играющий на педал-стиле, знает некоторые лики, которые будут звучать круто и на гитаре… если только вы сможете разобраться как их сыграть!). А если вы больше акустический гитарист, то вам следует ознакомиться с двуручным перкуссивным стилем, который разработал покойный Майкл Хеджес.

В общем, старайтесь слушать как можно больше разной музыки. В «Инструкции для жизни в новом тысячелетии» Далай Ламы есть совет: «Хотя бы раз в год посетите место, где вы ни разу не были.», оставайтесь открытыми для музыки, которая никак не связана с игрой на гитаре, и, само собой, обращайте внимание на виды музыки, о которых совсем ничего не знаете (вы когда-нибудь были на выступлении действительно хорошего оркестра?).

И последний пример: вы определённо должны достать альбом «Jeff Beck’s Guitar Shop» и обратить внимание на трек 5 «Where Were You?». В этом треке Джефф, с помощью тремоло, создает самые запоминающиеся фразы, какие вы когда либо слышали, и он клянётся, что вдохновение для этого он получил послушав альбом Болгарского хора.

«Снятие» музыки

Я считаю очень удобным иметь специальную тетрадь, в которую можно записывать придуманные последовательности аккордов или лики. Даже если вы плохо знакомы с нотной грамотой, то можете записывать свои идеи в форме табулатуры (гитарная система нотации, в которой используются шесть линеек, означающих струны в том порядке, в котором вы видите их, когда играете на гитаре, на которых в ряд цифрами обозначены соответствующие лады). Умеющие «играть с листа» гитаристы любят высмеивать табулатуры, называя их «нотами для идиотов», но важно помнить, что все ранние композиторы, писавшие музыку для гитары и лютни, использовали разновидность табов, как стандартный способ нотации, так что табы вполне имеют право на жизнь. У них даже есть одно преимущество над стандартной нотной записью — на них точно видно, где на грифе нужно играть ноту.

Эта будет особенно важно, когда вы начнете «воровать» лики с записей других гитаристов. Нужно оттачивать свои навыки разбора музыки, потому что, используя их, вы сможете записывать всё, что разучиваете — в конце концов, ваша память не резиновая. Я бы посоветовал записывать отдельные лики, вместо того, чтобы расписывать соло целиком ради парочки особо понравившихся тактов. А наиболее практично было бы записывать контекст каждой идеи (например, какой аккорд обыгрывается) и в дальнейшем использовать с собственными вариациями. Джазовые гитаристы особенно любят создавать «библиотеки ликов» — они категоризируют каждую идею по используемому ладу и по тому, на какой аккорд она ложится. В начале этой главы я уже упоминал о хорошем музыкальном слухе и умении повторить то, что вы слышите; при «съеме» музыки без этих вещей не обойтись. Развитие слуха связано с умением распознавать интервалы (расстояние между нотами в тонах и полутонах) и ритмические рисунки. Дальше в книге вы найдёте очень много советов на эту тему, поэтому я не буду сейчас слишком вдаваться в подробности, но выделю некоторые важные пункты.

Начинать лучше с разбора общей структуры отрывка, выпишите аккордовую последовательность, определите сколько длится каждый аккорд в тактах или долях. Если это слишком сложный отрывок, то вы можете для начала выписать основную ритмическую линию, затем отметить на ней наиболее выделяющиеся ноты (т.е. те которые обращают на себя ваше внимание своей сильной громкостью, очень высоким или низким звучанием) и, уже в конце, заполните промежутки. Если вы считаете, что все ноты принадлежат одному ладу, то обязательно припишите и это.

Ещё постарайтесь развить умение нажимать на паузу на своем плейере. Каждый раз, когда вы слушаете какой-то пассаж, вам нужно сосредоточиться на какой-то одной ноте или группе нот; как только вы услышали то, что хотели, тут же останавливайте музыку. Все что вы услышите после этого только будет отвлекать вас, засоряя «мысленный снимок» нот, которые вам нужны. Теоретически, вы должны уметь работать над ликом по одной ноте за раз; в дальшейнем развивая свой слух, вы сможете усваивать информацию большими кусками.

Замедление тоже может очень помочь. В магазинах продаются устройства «phrase sampler» (семплер Akai довольно популярен), которые могут замедлять музыку, растягивая время таким образом, что высота звучания остаётся неизменной, независимо от скорости. Если у вас есть компьютер, то вам должна понравиться недорогая и легковесная программа, которая называется Amazing Slow-Downer, она делает то же самое, что и «phrase sampler», кроме этого, в ней есть функция Караоке, она использует фазовые преобразования, для удаления части панорамы стерео-сигнала. Говоря нормальным языком, во многих случаях мы можете сделать гитару более «слышимой», уменьшая громкость всех не гитарных частей записи. Чем проще вещь, которую вы слушаете, тем лучше, и даже, если вы используете простенький магнитофон, то можете попробовать изменить сигнал под свои нужды с помощью регулятора баланса каналов и эквалайзера.

Хотя замедление сигнала может быть очень полезным, но, нужно добавить, что это не решит всех ваших проблем при «съёме». Когда вы будете пытаться определить где на грифе играется лик, важно попробовать извлекать ноты в разных позициях, чтобы услышать, какие струны лучше всего повторяют звучание оригинала, но это лучше всего слышно, если вы проигрываете запись с нормальной скоростью.

В качестве простого примера, попробуйте извлечь Ми на первой открытой струне, потом на пятом ладу второй струны, девятом ладу третьей, 14м на четвертой, 19м на пятой струне, и, наконец, на 24м ладу (если он у вас есть) шестой струны. Каждый раз вы будете слышать одну и ту же ноту, но звучание будет становиться всё более расплывчатым. Немного попрактиковавшись, вы научитесь приблизительно определять какая струна использовалась при извлечении любой ноты. Если же у вас не получится, то можете попробовать сыграть лик в разных позициях и определить, в какой его легче всего играть — это, на удивление часто, оказывается верная позиция.

В качестве финальной ноты, я хочу посоветовать вам использовать MiniDisc плеер, для разбора музыки. Когда вы перематываете пленку или возвращаетесь на нужное место CD по многу раз, то большую часть времени вы будете слышать то, что вам не нужно. А MiniDisc, не смотря на более пластмассовое, чем у CD, звучание, позволяет расставлять кучу меток по треку. То есть, вы можете вернуться точно на нужно место композиции нажатием одной кнопки, а это сохранит вам кучу времени, что позволит сделать гораздо больше, перед тем как ваше внимание начнет рассеиваться.

Запись своей игры

Я всегда особо подчеркиваю преимущества от использования записывающих устройств во время занятий. Если вы записываете свою игру, то, послушав запись, мы можете составить честное и объективное мнение по поводу своих слабых и сильных сторон. Когда вы играете, вы не всегда можете воспринимать то, что звучит из вашего усилителя, также, как если просто слушаете это, потому что вам нужно сконцентрироваться на механике игры, вместо того, чтобы просто слушать.

Запись самого себя, кроме этого, позволяет отслеживать прогресс на «длинной дистанции». Если вы не можете сказать улучшилась ли ваша техника правой руки или нет, то всё станет ясно, как только вы послушаете запись месячной или даже недельной давности. В дополнение, запись себя на пленку (или другой носитель) может помочь побороть застенчивость, и это хорошо, потому что, как известно, люди делают больше ошибок, когда волнуются.

Ещё одно преимущество кнопки «Запись» под рукой в том, что вы можете сами для себя записывать аккомпанемент когда захотите. Если вы собираетесь ознакомиться с новым ладом, то можете записать подходящую последовательность аккордов (об этом позже) и поиграть ноты поверх этого трека. Вы узнаете гораздо больше о характере лада, если услышите его в контексте.

Ваш самодельный «минус» не должен быть слишком «навороченым» — обычный магнитофон будет более чем достаточнен — вас не будет волновать качество записи, когда вы начнёте играть поверх неё. Шипящая запись того, как вы «высекаете» аккорд E под звуки выжимающей стиральной машины, может быть, и не является самым вдохновляющим аккомпанементом, но это нечто под что вы можете играть, и это сделает ваши занятия чуть более похожими на «настоящую» игру на гитаре. Что более важно, это поможет вам понять как разные ноты сочетаются с разными аккордами.

Если эта идея вам понравилась, то, возможно, вам нужно попробовать поработать с сэмплерами типа Lexicon JamMan, Boss Loop Station или Boomerang. Подобные устройства позволяют зациклить прогрессию аккордов, и записывать дополнительные слои поверх этого, а это очень удобно, когда вы пишете песню или работаете над гармонией соло. (Кстати, я для таких целей остановился на Boomerang. Сначала я думал, что он не оправдает расходы на него, пока не обнаружил, что можно зациклить прогрессию аккордов какого-нибудь джазового стандарта и играть соло поверх этого. После множества выступлений в забегаловках, эта штука себя полностью оправдала и была основательно проверена на пивонепроницаемость и противоударность!). Если вам достаточно полминуты памяти, то присмотритесь к чему-нибудь типа Line6 Delay Modeler, эта штука стоит вполовину меньше чем Boomerang и, кроме того, включает в себя эффекты дилэй и эхо. А на многих старых педалях дилэя есть функция Hold, с помощью которой вы можете получить полутора секундный семпл — этого достаточно, чтобы записать звучание аккорда и джемовать под него.

Суть всего вышесказанного в том, что нужно взять какой-нибудь «многодорожечный» (multitrack) рекодер и сконцентрироваться на умении писать мелодии. Это заставит вас смотреть на свою игру на гитаре как на часть чего-то целого, часть музыки, позволит составить особый тип мышления. Кроме того, те элементы техники, над которыми, как вы чувствуете, вам надо поработать, будут диктоваться необходимостью самой музыки, которую вы пишете. Поэтому ваша игра будет развиваться по пути, соответствующему тому, какую музыку вы играете, вместо того, чтобы метаться между разными необычными областями техники и теории, которые, возможно, вам никогда не пригодятся.

Главный совет: заканчивайте вещи! Полноценное написание произведения будет более полезным для вашего музыкального развития, чем написание двадцати небольших прогрессий аккордов, к которым вы никогда не вернётесь. Одним из важнейших пунктов в понимании музыки является структура — способ, которым соединяются разные секции и заранее рассчитанное использование таких трюков, как повторение, повторение, повторение и фактор неожиданности! Когда вы начнете размышлять об этих вещах, то обнаружите, что слышите чужую музыку немного по другому, немного в другом контексте.