Во Всемирной сети имеются сотни тысяч табулатур в кодировке ASCII; в этих файлах табулатуры для соло- и бас-гитар нарисованы с помощью символов стандартного кода ASCII (рис. 11.18). Уровень детализации нот различен, но даже если в табулатуре отсутствует указание длительности нот, в ней указано расположение пальцев на ладах грифа, чего в большинстве случаев вполне достаточно для исполнителя (распространение табупатур музыкальных сочинений, защищенных законом об охране авторских прав, является противозаконным, по этой причине авторы не могут рекомендовать конкретные Web-сайты, с которых можно загружать табулатуры музыки, но их совсем несложно отыскать в Сети.
Во многих программах нотной записи, в том числе в Sibelius, Sibelius G7 и Finale Guitar, предусмотрены возможности импорта и/или экспорта гитарных табупатур. Для записи нотных партий барабанов также используется табула-тура (возможно, придется заменить расширение файла табулатуры, для того чтобы программа распознала его; например, чтобы программа Sibelius распознала табулатуру в кодировке ASCII, обязательно необходимо заменить расширение .txt расширением .tab).
Рис. 11.17. Партия гитары может быть записана в стандартной форме нотной записи, но наряду с этим используются два варианта нотной записи, предназначенных специально для гитары. Табулатура (1) — формат записи, в котором вместо пятилинейного нотного стана, используемого в нотных записях для других инструментов, используется специальный шестилинейный нотный стан, ноты на котором обозначают не высоту тонов, а размещение пальцев на струнах. Каждая линия отображает конкретную струну гитары. Аппликатурная сетка (2), которую называют также схемой аккордов, показывает расстановку пальцев на ладах грифа гитары при исполнении аккордов
Рис. 11.18. Во Всемирной сети имеются сотни тысяч бесплатно загружаемых табулатур в кодировке ASCII. В этом формате для записи аккордов, длительности нот и другой информации используются исключительно стандартные текстовые символы
Это стало возможным благодаря тому, что задолго до появления компьютеров были выработаны строгие правила верстки макетов нотных партитур. В компьютерных программах нотной записи эти правила заложены в алгоритмы обработки нот, которые самостоятельно верстают листы нот. Это не всегда дает желаемый результат: многие правила верстки нот страдают субъективностью, поэтому часто приходится вручную корректировать элементы верстки нотной записи, чтобы они выглядели лучше или и нотная запись стала более удобочитаемой. Иногда автоматическая верстка оказывается вовсе никуда не годной: компьютерные алгоритмы иногда принимают явно ошибочные решения или выдают результат, который просто не устраивает. Но чем делать всю верстку вручную, лучше сначала дать возможность алгоритмам автоматической верстки показать все, на что они способны, а затем уже вручную их подправить.
Такой подход позволит вам сэкономить массу времени на редактировании партитуры. Вводя ноты и другие элементы, не заботьтесь о количестве тактов в строке. Пусть компьютерный алгоритм самостоятельно редактирует компоновку нотных строк, а вы внесете окончательные правки после того, как завершите запись партитуры. Удобно сначала ввести ноты, затем лиги и нюансы, затем обозначения динамики исполнения и другую текстовую информацию, т.е. выполнить разные задачи в определенной последовательности. Такой подход удобен при копировании бумажных партитур, поскольку при этом опасность того, что вы пропустите в каком-то месте лигу, уменьшается. Хотя благодаря более рациональным, автоматическим средствам работы с текстом и музыкальными символами в современных программах нотной записи зачастую мы можем при создании нотной записи вводить одновременно и ноты, и другие элементы. Но при этом следуйте простому правилу: сначала введите все нотные данные, а затем верстайте партитуру. Это практически всегда избавляет от двойной работы.