Одно из решений — обеспечить исполнителям возможность слышать служебный сигнал — метрономную дорожку, начиная ее воспроизведение до вступления музыкантов и, если это необходимо, не выключая ее до самого конца выступления, чтобы все исполнители играли в такт. Можно создать метрономную дорожку, подав сигнал метронома на отдельный выход звука, если такая возможность имеется, или скомпоновав метрономную дорожку вручную, например, используя сэмпл удара барабанной палочкой по ободу малого барабана.
Метрономная дорожка воспроизводится участниками выступления по служебному каналу звука через специальные наушники, которыми все они снабжены. Специально для этой цели предназначены миниатюрные наушники, например, серии Е, выпускаемые компанией Shure, которые показаны на рис. 13.13; они подавляют посторонние звуки, мешающие слушать метрономную дорожку на сцене, и, кроме того, обеспечивают в определенной степени защиту слуха. Если в составе ансамбля играет ударник, то может быть достаточно, чтобы только он слышал такой сигнал. В ряде случаев это бывает необходимо всем исполнителям. Даже современные исполнители, играющие в традиционном симфоническом жанре, уже, возможно приучены работать в сопровождении метрономных дорожек.
Альтернатива метрономной дорожке — использование технологии Тар Tempo или другого способа управления темпом воспроизведения дорожки аккомпанемента, обеспечивающего возможность, самостоятельного оперативного его изменения, вместо того чтобы постоянно подстраиваться под темп записанной дорожки аккомпанемента (прочитайте еще раз раздел “Отбиваем такт”, приведенный выше в этой главе).
Рис. 13.13. Звукоизолирующие наушники Е4 компании Shure блокируют внешние шумы и используются в качестве индивидуальных систем прослушивания выступления или для прослушивания метрономной дорожки, задающей темп исполнения (фотография публикуется с любезного разрешения компании Shure Incorporated,)
Оперативные аранжировки по ходу выступления: манипулирование аудио- и MIDI-клипами
Аранжировка цифровой музыки уже не сводится только к статическим дорожкам аккомпанемента. В распоряжении исполнителя имеются аудиосэмплы и аудио- и MIDI-клипы — блоки данных, которые можно циклически повторять, вызывать, редактировать и манипулировать ими по своему усмотрению. Можно использовать эти клипы для усиления выразительности вокального или инструментального исполнения или скомпоновать исполнение целиком из них.
В выступлении можно использовать разнообразные виды клипов (рис. 13.14).
■ MIDI-клипы. Для получения звука их необходимо подавать в MIDI-инструмент. Они удобны для запуска синтезаторов (программных и аппаратных), особенно в случае, когда требуется оперативное управление параметрами. В MIDI-клипе могут вообще отсутствовать ноты и быть записаны только служебные команды.
Рис. 13.14. Благодаря управляемому запуску аудиоклипов (вверху) и MIDI-клипов, направляемых в программные синтезаторы или аппаратные инструменты (внизу), исполнители получают полный интерактивный контроль над аранжировкой; в качестве примера использована программа Ableton Live