Поскольку сфера деятельности агентов ограничена, они получают оплату исключительно за непосредственно предоставленный сервис (в первую очередь — концерты). Агент никогда не должен получить ни цента из ваших доходов, связанных с записью альбомов, композицией или изданием пластинок (за исключением, разве, что музыки для фильмов, о чем ниже). Обычно агенты этого и не просят, но относитесь с осторожностью к бланкам союзов.
Деятельность агентов регулируется союзами: AFM (American Federation of Musicians — Американская Федерация Музыкантов) для музыкантов; AFTRA (American Federation of Television and Radio Artists — Американская Федерация Артистов Телевидения и Радио), для вокалистов и актеров, работающих на телевидении в записи или “живьем”; SAG (Screen Actors Guild — Гильдия Актеров Экрана) для деятелей кино и Equity для артистов, выступающих с живыми концертами. Максимальный процент, который могут требовать союзы, — 10%. (В некоторых случаях, касающихся АРМ, процент может быть выше. Однако агенты всегда с готовностью соглашаются и на 10%.) У AFM и AFTRA есть документы, в которых оставлено место для вашей подписи. Никогда не этого не делайте.
Союзы позволяют своим членам быть представленными исключительно уполномоченными агентами — теми, которые соглашаются строго следовать правилам и ограничениям, установленным данным союзом. Сюда входит, например, положение, согласно которому агентство может представлять членов союза исключительно при наличии письменного соглашения со стороны союза В результате получается, что у каждого союза есть свой бланк, на котором изложены требования конкретного союза. Таким образом, контракт вашего агентства похож на небольшую телефонную книжку. На самом деле это просто подшивка отдельных контрактов: три для SAG (один для фильмов, один для телевидения и один для рекламы), один для AFM, один для AFTRA, один для Equity и два (так называемые “Общий сервис” и “Упаковка”) для всего, что не касается союзов.
Не говорите им, что это я вам сказал, но некоторые агенты вполне могут согласиться и на 5%, если у вас достаточно крупные доходы. (Это касается только концертов. Для кино, телевидения и тд. действуют те же 10%. Если вы крупная звезда, бывает и ниже, но агенты могут настаивать на своем.) Бывает и зависимость процентов от дохода — чем выше ваш доход, тем ниже проценты агентов. Музыкальная индустрия представлена циклами, в каждом из которых тяжелее или легче добиться скидки. Так что ситуацию проверяйте регулярно.
ОБСУЖДЕНИЕ СДЕЛКИ
Вот главное, о чем стоит подумать при обсуждении сделки с агентом:
Срок
Агентство будет настаивать на трех годах и больше, вы же попытаетесь заключить сделку всего на один год. Для вас чем короче, тем лучше, потому что в этом случае вам будет легче расстаться с агентством, если ничего путного из этого не получится, а если получится, у вас будет возможность снизить их ставку. Это зависит от того, насколько хорошо вы умеете торговаться. Если вы соглашаетесь на сделку сроком более, чем один год, попробуйте отстоять право аннулировать ее в конце любого года в том случае, если за этот год не заработана оговоренная минимальная сумма. (Мы уже говорили об этом, когда обсуждали персональных менеджеров; с агентами происходит то же самое, но цифры получатся ниже, потому что они не представляют всех аспектов вашей профессиональной жизни.) Если у вас достаточно высокий авторитет, вы можете вообще избежать всех контрактов. Это, впрочем, зависит еще и от правил, которых придерживается каждое агентство.