
Рис. 11.2. В число специальных символов, используемых в нотной записи, входят такие знаки, как стаккато, знаки для смычковых и щипковых музыкальных инструментов; в нотном редакторе предусмотрены средства добавления таких знаков к отдельным нотам и группам нот (в качестве примера использована программа Finale)
Для удовлетворения этим требованиям ПО нотной записи по своим возможностям должно намного превосходить текстовый редактор, в то же время оставаясь столь же простым и удобным в использовании. Приведенный выше перечень далеко не полон — для более сложных партитур требуются дополнительные инструменты.
■ Охват разных инструментов. Музыкальные инструменты отличаются диапазонами воспроизводимых нот и в ряде случаев особенностями нотной записи, а для таких инструментов, как, например, кларнет и валторна, должны быть предусмотрены возможности транспонирования (рис. 11.5). Ноты, исполняемые на транспонирующих инструментах, по тону звучания отличаются от нот, указанных в партитуре.
■ Альтернативные типы нотных станов и нотных головок. Для нотной записи партитур ударных и ряда других инструментов могут использоваться однолинейный нотный стан и разные варианты пятилинейного нотного стана. Для записи нотных партитур ударных инструментов и особой техники исполнения на ряде других инструментов требуются различные нотные головки, соответствующие характеру партитуры (рис. 11.6).
■ Выделение инструментальных партий. В камерных ансамблях, эстрадных группах и оркестрах музыканты играют по разным нотным партитурам, в которых записаны только их партии, а не ноты всего произведения.
Рис. 11.3. Нотный редактор обязан обладать “талантами”графического ПО для прецизионной коррекции кривых и линий, например, знаков лиги. В эти объекты заложен характер поведения, гарантирующий правильность их изображения и их привязку к конкретным нотам (в качестве примера использована программа Finale)
■ Высококачественное воспроизведение. Для того чтобы пользователи имели возможность в случае необходимости создать демозапись сочинения или просто прослушать ноты для контроля ошибок (которые расслышать намного легче, чем рассмотреть), в ПО нотной записи должны быть предусмотрены средства контроля качества исполнения музыки виртуальными инструментами по нотной записи.
■ Экспорт и совместное использование. Для работы с другими приложениями заочного обучения, коллективной работы, сетевых демонстраций и продаж или просто для отправки нотных записей быстрее, чем по электронной почте, существенное значение приобретают функциональные возможности, обеспечивающие экспорт и совместное использование.
Теперь, представляя в общих чертах, что может понадобиться от ПО нотной записи, поговорим о том, как подобрать инструменты, удовлетворяющие нашим потребностям и требованиям, и о том, как ими пользоваться.
Рис. 11.4. Текст — это слова песни, обозначения динамических нюансов, знаки, указывающие исполнителю выразительность и технику исполнения, и сопроводительный текст к партитуре: название, имя композитора, информация об авторских правах, колонтитулы, номера страниц и музыкальных интервалов (в качестве примера использована программа Sibelius)