Цифровой звук. Реальный мир стр.155

Искажения общего характера

С помощью аналоговой аппаратуры или имитационного моделирования программными средствами можно создать разнообразные искажения аналоговой природы (см. три примера на рис. 7.34). Все они способны создавать “теплые”, приятные на слух или более резкие искажения, но, тем не менее, сохраняющие общие черты.

■    Overdrive (перегрузка). В отсутствие более конкретного обозначения овердрайв-процессор или просто дистошн-процессор зачастую имитирует искажения, вносимые транзисторной аппаратурой. Эти эффекты используются наиболее широко и придают звуку весьма привлекательный тембр.

■    Tube distortion (искажения ламповой аппаратуры). Ламповая аппаратура отличается от транзисторной более нежным, “мягким” характером вносимых искажений. Имитация таких искажений программными средствами имеет разные варианты. В новой аппаратуре даже стали использовать ламповые схемы для повышения достоверности такого эффекта.

■    Exciters (эксайтеры). Exciter (эксайтер) и enhancer (энхансер) — это названия эффектов искажений, которые вносят искусственные высокочастотные гармоники в спектр звука, за счет чего невыразительная звукозапись приобретает “искристость”.

■    Guitar amps (гитарные усилители). Процессоры, имитирующие гитарные усилители, реализуют комбинированный эффект искажения звука ламповой или транзисторной схемой усилителя и искажения, вносимые корпусом усилителя. В некоторых из них даже предусмотрены разные варианты настроек для конкретных комбинаций аппаратуры. Например, процессор Amplitube Uno, записанный на прилагаемом к книге DVD, представляет собой простой имитатор усилителя с гитарными эффектами.

■    Turntable (vinyl) distortion (искажения, вносимые проигрывателем виниловых пластинок). Для этого типа искажений характерны два элемента — гармонические искажения и вносимые шумы. В этом случае вследствие определенных геометрических соотношений между иглой звукоснимателя и канавкой пластинки неизбежно возникают искажения как четных так и нечетных гармоник, вызванные неточной балансировкой тонарма. Когда на пути иглы звукоснимателя попадается пыль или царапины, возникают случайные шумы или шорохи. Эти эффекты несложно имитировать программными средствами, хотя многие музыканты предпочитают просто записать такой эффект с реального проигрывателя, а затем, вырезав паузу в звуке, на протяжении которой слышны только трески, и оцифровав ее, подмешивать этот звук в цифровые звукозаписи.

Рис. 7.34. Три типичных примера программных эффектов искажений (слева направо): DaTube— имитатор искажений, вносимых ламповой аппаратурой, из приложения Cubase SX; Grungelizer (меткое название!), также из состава Cubase SX, имитирует искажения, вносимые проигрывателем виниловых пластинок и ширпотребовской аудиоаппаратурой; эффект Fuzz-Wah из состава Apple Logic Pro, объединяющий эффект fuzz distortion (размытие звука) с вау-модулятором

Цифровые искажения

Цифровые искажения возникают при перегрузке цифровой схемы или программного инструмента в случае чрезмерного усиления сигнала (overdrive) или уменьшения глубины квантования и/или частоты дискретизации. Оба способа приводят к неестественной искаженности звука.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒