Скорость, ритм и тональность
Изменение скорости воспроизведения цифровой аудиозаписи влияет на параметры звука точно так же, как в обычном кассетном магнитофоне или плейере. При этом одновременно изменяются ритм и тональность звука. (Иными словами, при повышении скорости речь становится быстрой, а голос — писклявым, “кукольным”, при понижении скорости — речь становится медленной, тягучей, а голос — низким, бубнящим).
Цифровая звукозапись позволяет изменять (в определенных пределах) тональность и ритм независимо друг от друга. К сожалению, при этом в звук неизбежно вносятся нежелательные искажения, особенно при значительном изменении этих параметров (например, при изменении тональности более чем на один-два полутона и изменении темпа более чем на 10%). Многое, конечно, зависит от характера самой звукозаписи; кроме того, имеются подключаемые модули и настройки, предназначенные для компенсации такого рода искажений, и, естественно, чем выше частота дискретизации сигнала, тем точнее будет коррекция, но в любом случае пользоваться этими инструментами следует осмотрительно.
Можно ли осуществлять такую коррекцию в режиме реального времени? Инструменты для изменения скорости, темпа и тональности в режиме реального времени существуют, но зачастую такая коррекция приводит к снижению качества звука, поскольку возможности процессора не безграничны.
Нормализация
Нормализация — коррекция аудиосигнала, хранящегося в файле звукозаписи (или отдельном сегменте файла), таким образом, чтобы его максимальная амплитуда оказалась на верхней границе амплитудного диапазона или на ином заданном уровне. Для этого сначала определяется максимальная амплитуда записанного аудиосигнала (самый громкий звук) и затем весь аудиосигнал усиливается таким образом, чтобы она оказалась на уровне 100% (-0 дБ) или ином заданном уровне.
Тот же результат можно получить и в процессе микширования. Для этого достаточно всего лишь повернуть в нужном направлении канальный регулятор громкости, поэтому нормализация может кому-то показаться вещью малозначительной. Но она весьма полезна для согласования уровней сигналов, которые записываются на одной дорожке перед микшированием, по крайней мере для грубой коррекции. При микшировании обычно требуется дополнительная коррекция. Звукооператоры выполняют также нормализацию аудиофайлов при их подготовке к записи на CD или другой носитель, но эта обработка должна рассматриваться только в качестве первоначальной “подгонки” аудиосигнала при создании мастера-оригинала, и ее следует применять ко всему набору дорожек звукозаписи одновременно, но не к отдельным дорожкам (нормализация отдельных дорожек звукозаписи перед созданием мастера-оригинала приводит на практике к нарушению процесса подготовки мастера-оригинала, потому что это “грубая” обработка,
Рис. 7.3. Три варианта реализации плавного изменения громкости звука (фединга): повышение громкости звука путем деструктивной обработки аудиофайла в волновом редакторе (вверху); тот же эффект, реализуемый в режиме реального времени с помощью недеструктивного редактирования в DAW (посредине); использование кроссфедера для плавного перехода от одной дорожки звукозаписи к другой (внизу)