Цифровой звук. Реальный мир стр.136

Амплитудно-частотная характеристика обостряющего фильтра имеет колоколообразную форму. Следующие дополнительные настройки обеспечивают полное управление формой этой кривой.

■    Центральная частота. Центральная частота участка, на котором необходимо скорректировать — усилить или ослабить — спектральные составляющие спектра сигнала.

■    Gain, Slope (коэффициент усиления (ослабления)). “Высота” вершины колоколообразной кривой; параметр, определяющий, насколько (в децибелах) усиливается или ослабляется сигнал на центральной частоте.

■    Bandwidth (ширина амплитудно-частотной характеристики фильтра). “Ширина” колоколообразной кривой; полоса частот, в которой работает фильтр, определяемая как расстояние между точками на амплитудно-частотной характеристике фильтра по обе стороны от центральной частоты, отстоящими от нее на расстоянии -3 дБ по уровню.

■    Q (“quality” — “добротность”, иногда используются термины “resonance” и “emphasis”). Обобщающий параметр, характеризующий “избирательность” амплитудно-частотной характеристики в целом при прочих заданных параметрах. Параметры Q и “полоса пропускания” иногда используются как равнозначные, но в аппаратном и программном обеспечении обозначение “Q” используется чаще.

Обостряющие фильтры используются для коррекции — усиления или ослабления — отдельных участков спектра сигнала. Например, если звук глухой, “не прозрачный” из-за слишком высокого уровня средних и низких частот, их можно избирательно ослабить, настроив фильтр на среднюю частоту того участка спектра, где наиболее сильно проявляется этот дефект звучания, убавив коэффициент передачи и за счет выбора соответствующего значения Q сузив ширину амплитудно-частотной характеристики фильтра. Но не забывайте, о чем мы уже говорили в главе 6, не пытайтесь за счет коррекции решить проблемы качества самого процесса звукозаписи. В первую очередь, необходимо правильно подобрать и разместить микрофоны, а эквалайзер использовать для тонкой коррекции звука и реализации творческих замыслов.

Рис. 7.12. Чтобы расширить участок, охватываемый колоколообразной амплитудно-частотной характеристикой, уменьшите Q (слева), чтобы сузить — увеличьте Q (справа) (на примере эквалайзера MasterWorks EQ в редакторе MOTU Digital Performer)

Комбинированные инструменты фильтрации: эквалайзеры

У эквалайзеров, предназначенных для использования в рабочих станциях цифровой звукозаписи (DAW) или музыкальном ПО аналогичного назначения, в одном подключаемом модуле имеется, как минимум, три фильтра (как правило, их больше). Это справедливо для эквалайзеров с названиями “параметрический эквалайзер”, “многополосный эквалайзер”, “трехполосный эквалайзер”, “графический эквалайзер” и “ди-джеевский эквалайзер” (те кто используют модульные системы типа Reaktor и Max/MSP или фильтры, встроенные в синтезатор, имеют, по-видимому, дело с индивидуальными фильтрами, которые можно, используя механизм маршрутизации модулей, объединять в разнообразные комбинации).

⇐ вернуться назад | | далее ⇒