В этом уроке мы рассмотрим с вами святая святых — классическую посадку. Не пугайтесь пожалуйста такого названия, поскольку лучше этой посадки пока ещё не было ничего придумано. В ней играют не обязательно только классику, она являет собой идеальный вариант посадки с гитарой, что бы вы ни хотели сыграть, играете вы аккомпанемент или же крутой пассаж, медиатором или пальцами — эта посадка подойдёт под любой вид и стиль игры, причём независимо от инструмента — классическая гитара, бас гитара или же электро — если кто-либо хочет играть по-настоящему, он садится в классическую посадку.
Основной момент в такой посадке — гитара лежит на левой ноге. Есть ещё другая посадка — гитара на правой ноге. Её правильно было бы назвать «свободная посадка». Спорить о том, какая из этих двух посадок лучше бессмысленно, поскольку они предназначены для разных целей. Свободная посадка используется в основном (75%) для расслабления, или же для несерьёзной игры. Сидя во дворе и играя «Всё идёт по плану» конечно же не особо важно как вы сядете с гитарой, а классическая посадка в таком случае вызовет даже недоумение у людей. Другие 25%, в которых гитаристы сидят, положив гитару на правую ногу — профессиональный вариант посадки, то есть положив гитару на правую ногу можно играть не менее эффективно, чем сидя в классической посадке. Но для этого необходимы определённые навыки.
Мы же с вами будем изучать классическую, удобную и эффективную посадку. Объяснять её буду вам я, а показывать — великий (скорее всего даже величайший) гитарист — Андрес Сеговия. Если вы пока не знаете о нём ничего, то как можно скорее узнайте, и как можно больше. Итак, вот фотография, на которой величайший гитарист показывает вам безупречный вариант классической посадки:
Итак, левую ногу обычно ставят на невысокую подставку (лучше всего её приобрести в магазине). Правая нога ставится в правую сторону, чтобы между левой и правой ногой образовался угол, внутри которого будет находиться наш замечательный инструмент. Нижним вырезом положите гитару на левую ногу, как показано на фото, чтобы левая нога находилась внутри выреза на корпусе. Правый край гитары упирается в правую ногу, это отлично видно на фото. Таким образом, вы уже получили 2 точки опоры: 1) Вырезом в корпусе на левую ногу 2) Правой частью гитары на правую ногу Давайте искать другие точки опоры. Инструмент наклоняется под некоторым углом к вашей груди и прижимается к ней верхней частью корпуса над левой ногой. Это ещё одна точка. Последняя точка — правая рука обхватывает гитару справа, кисть руки повисает над струнами (тут есть нюанс — о нём ниже). Получили ещё 2 точки: 3) Верхней левой частью корпуса к вашей груди 4) Обхват правой рукой корпуса справа (с нюансом)
Прочитайте об этих 4х точках ещё раз внимательно, постарайтесь осознать их, и постарайтесь сесть с гитарой точно также, как показано на фото и как это описано в моих объяснениях.
Вот вам в помощь фото: А вот вам ещё фото поближе:
Если вы совсем новичок, то у вас скорее всего с первого раза сесть нормально не получится, так что придётся потренироваться. Не вздумайте только сдаваться! Это хоть и кажется сложно, но на самом деле всего лишь вопрос времени. Ваша задача сейчас — научиться с ходу сесть с гитарой как положено. При этом, если вы сядете так как следует, то, не касаясь левой рукой гитары она у вас ни в коем случае не должна падать! Как только выполнили моё задание, читайте дальше, но не раньше, чем справитесь с заданием! Я предполагаю, что вы смогли сесть с гитарой как положено, и она у вас не падает, если вы не касаетесь её левой рукой. Это так? Тогда идём дальше. А дальше рассмотрим ряд наиважнейших моментов. Вообще, я не стану скрывать от вас — чтобы на самом деле хорошо играть, посадке надо уделить очень большое время. С преподавателем на это тратят обычно уроков 10 (имеется ввиду что по ходу примерно 10 уроков делается поправка посадки). Да и вообще по ходу обучения постоянно делаются замечания и корректировки. Гитара, как я уже сказал, имеет наклон. Верхней частью — к вашей груди, нижней частью — от вашего корпуса. Правая рука для качественной игры корпуса не должна касается вообще (это и есть тот самый нюанс, о котором было указано выше в 4й точке). Небольшое касание конечно допустимо, но класть руку предплечьем на гитару не есть хорошо, поскольку таким образом вы пережимаете себе сухожилия, связки, вены… и т.д. Чтобы рука не уставала при таком способе игры, необходимо очень правильно сесть с гитарой, тогда рука будет в естественном положении, ну например как если бы вы держали в руке чашку. Если же сесть неправильно, то рука сразу начнёт уставать. Я, если честно, не знаю даже как это всё правильно объяснить, поскольку у каждого своё телосложение и т.д. Мы сделаем упрощение — мы будем класть руку на корпус гитары, но будем стараться всё же не вешать её полностью на корпус, а держать наполовину в воздухе, наполовину облокотив на корпус. Вообще, можете даже её положить, это не так серьёзно, тем более что супер-гитаристами вы скорее всего не станете (если бы вы хотели таким стать, то ходили бы к преподавателю, а не учились бы на сайтах, вот откуда такой странный вывод). Пока что практики с вас достаточно, осваивайте посадку. А дальше почитайте самое начало теории. Я предлагаю вам познакомиться с нотами. Многие их боятся, хотя как же можно быть музыкантом и не знать нот. Всё, что касается теории, что вы найдёте на этом сайте — это тот самый минимум, который необходим, как я считаю, любому гитаристу. Порой бывает смешно, когда смотришь например как человек, который не знает элементарнейших понятий о теории, таких например как такт и размер, пытается что-то сочинить самостоятельно. При этом получается такая ерунда, что не знаешь то ли смеяться то ли плакать… Нет, уж знаете, если сочинять хоть самое простое, знать что такое размер и такт — это просто как таблица умножения. Да и вообще, даже чтобы с табулатурами более-менее нормально работать, знания эти крайне необходимы. Так что будем мы учить ноты и всё что с ними связано. Поклонники табулатур или просто ленивцы — для вас будут также объяснены и табулатуры.
Итак, посмотрим на пока ещё необъяснимую для вас картинку, взятую путём нажатия кнопки Print Screen из программы Guitar Pro:
На самом деле ноты — это не так уж и сложно, надо только не лениться. Вы только не пугайтесь, сейчас мы рассмотрим всего лишь в общем виде то, что вы видите на картинке. 1) Скрипичный ключ. Его смысл в том, что он показывает на нотом стане положение ноты СОЛЬ. Если присмотреться, то можно заметить, что он как бы обвивается вокруг одной линии на нотном стане. На этой линии ставится нота СОЛЬ. Есть не только скрипичный ключ, а например ещё басовый. Все ноты для гитары пишутся всегда в скрипичном ключе, относительно этого момента гитаристам проще (например для фортепиано испольуются ключи скрипичный и басовый). От вас требуется только запомнить назначение этого знака и всё — он показывает положение ноты СОЛЬ на нотном стане. Ключ ставится в начале каждой строки нот. 2) Размер (4/4). Это размер такта. Пока что вам сложно будет понять что это такое, поэтому подробно я это объясню позже. Пока что запомните, что это дробь, и она означает размер такта. Размеры бывают разные — 2/4, 4/4, 3/6, 3/8 и так далее… Не стоит пока что ломать голову по поводу смысла размера — это освоите позже. Размер 4/4 иногда обозначают буквой С. 3) Такт. Всё произведение делится на отдельные участки — такты. Они обозначаются вертикальной чертой. На рисунке вы видите красные цифры 1, 2, 3, 4 — это и есть такты. Расстояние между чертой с цифрой 1 и чертой с цифрой 2 — это первый такт. Расстояние между чертой с цифрой 2 и цифрой 3 — это второй такт и так далее. Внутри такта располагаются ноты. Подробнее об этом позже. Сейчас поговорим исключительно о табулатурах. Смотрите на верхнюю часть рисунка. С размером вы уже познакомились. Табулатура — это 6 горизонтальных полосок, которые являют собой гитарные струны. Самая верхняя полоска — это самая тонкая, 1я струна на гитаре. Почему она верхняя а не нижняя? Потому что когда вы смотрите на табулатуру, вы как бы смотрите на гриф гитары сверху вниз, как это обычно делается при игре. Таким образом, если смотреть на гриф сверху вниз, и выгнуть голову дальше, тонкая струна будет перед вашими глазами сверху, как и сделано на табулатурах. Вообще, так на самом деле очень удобно, хотя если бы было наоборот, возможно было бы и удобнее. Не я это придумал, просто так заведено — так делается чаще всего. Это как левый и правый руль у машины. Цифры на линиях означают лад, на котором следует прижать струну. Если вы видите на второй сверху линейке цифру 2, то вспомните, что 2я линейка — это 2я снизу струна на гитаре, цифра 2 — это 2й лад, значит надо прижать на 2й струне 2й лад. Это не вся информация, в следующих уроках я рассмотрю другие элементы, которые используются в табулатурах.
Я уж не говорю про ноты — про них мы будем беседовать гораздо дольше :).
Дата публикации: 18.08.2007
Прочитано: 86676 раз