Музыканту, в силу специфики профессии, приходится постоянно совершать огромное количество сложнейших по своим ощущениям и формам движений. Ему необходимо непрерывно контролировать зоны особо уязвимых суставов, предохраняя их от несвойственных им самостоятельных активных действий и крайних положений. Очень опасны крайние положения кистевых суставов — их чрезмерные сгибания и разгибания, как в вертикальных, так и в горизонтальных плоскостях, а также резкие сгибания и разгибания локтевых суставов. Очень опасны крайние положения шейного отдела позвоночника — особенно изолированные наклоны головы вперед и неправильные движения корпуса в зоне поясничных позвонков, о которых говорилось в разделе «Спина и позвоночник».
Самые подвижные и самые выносливые в системе руки плечевые суставы. Они опоясаны со всех сторон сильными мышечными группами. Их естественная амплитуда движений наибольшая, следовательно, плечевые суставы могут выполнять значительно больший объем работы, чем относительно сильные локтевые суставы и, тем более, слабые кистевые. Более того, активные движения в зонах плечевых суставов должны быть первичными при организации двигательного процесса всех остальных частей рук, поскольку они организуют и направляют движения размаха. Подробный анализ размаховых движений будет дан в последующих разделах. В то же время следует особо подчеркнуть, что крайне опасны неправильные (с физиологической стороны) двигательные действия мышечных групп, окружающих плечевые суставы, особенно неправильные направления первичных движений при подъеме рук.
Суставы в силу их природной инертности без волевого приказа мозговых центров двигаться не могут. Организация конкретного движения суставов, а также указание его направления происходят на основе волевых приказов, идущих от соответствующих мозговых центров на определенные мышечные группы, приводящие в движение суставы.
Если мышечные группы двигают суставами в естественном, с точки зрения физиологии, направлении, они напрягают ся минимально необходимо. Если движения противоестественные — мышечные группы перенапрягаются. «Всякий здоровый сустав подвижен и другим быть не может… Упражняться же надо в правильной координации всех частичных суставных движений… для достижения целостного и целесообразного общего движения… При правильном понимании существа упражнения сразу же отпадают все изоляции, фиксации, освобождение суставов и т.п., одним словом все бесполезные, а часто и вредные приемы упражнений».
Следовательно, заставляя суставы двигаться в неправильную, с точки зрения физиологии, сторону, человек сам прово цирует перенапряжения мышечных групп в зоне суставов. Таким образом, при организации двигательного процесса музыканта, особенно его рук, следует помнить, что перенапряжения не возникают самопроизвольно, а провоцируются неправильным направлением движений.
Существует еще один важный аспект, регулирующий правильность действий музыканта. Мышечные группы, окружающие суставы, относятся к категории разнодействующих, т.е.
действующих в противоположных направлениях. Как правило, это мышечные группы — сгибатели и разгибатели.