Ритм стр.15

Не оспаривая возможности развития музыкальных способностей у одаренных детей путем игры на инструменте, мы снова обращаем внимание на то, что чувство ритма найдет свое полное развитие и всецело перейдет в плоть и кровь учащегося лишь при условии, что ритм будет восприниматься отдельно, как нечто совершенно самостоятельное по отношению к музыке. Чувствительной душе юного музыканта ритм должен предстать как самостоятельная сущность, а не как часть искусства, не подлежащего раздроблению.

До сих пор говорилось преимущественно о талантливых детях. Иначе действует игра на инструменте на малоспособных детей, чьи слуховые органы и мозг слишком слабо реагируют на звуки собственной игры. Влияние ритмических впечатлений, вызываемых движениями пальцев, на нервные центры, конечности и мозгу таких детей оказывается слишком бледным.

Аналогичное явление наблюдается среди тех, кто обучается пению: для субъекта с хорошо развитыми от природы легкими достаточно бывает простых упражнений в гаммах и отдельных звуках, чтобы правильная деятельность органов дыхания установилась сама собой. Этого нельзя сказать про тех, у кого узкая грудная клетка и слабые легкие. Им мало помогут одни только вокальные упражнения — для них следует изобрести особые, соответствующие их организму упражнения для укрепления легких. То же в отношении ритма и слуха должен сделать преподаватель фортепиано для своих слабых учеников: он должен найти какое-нибудь физическое средство, которое более, чем пальцы, было бы пригодно для развития слуха и восприятия длительностей и акцентов. Для развития слуха вспомогательным органом может служить гортань: она находится в ближайшем соседстве с органами слуха, в ней зарождаются звуковые волны и образуются различные гласные. В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело. Вопросу о голосе и его связи со слухом будет посвящена вторая часть нашего исследования2.

Сначала мы займемся обоснованием необходимости подготовить тело ребенка к усвоению ритмических ощущений. Это должно предшествовать игре на инструменте. Прежде чем приняться за исполнение музыки, ребенок, совершенно независимо от степени его одаренности, должен научиться воспринимать и ощущать всем своим существом те чувства, которые выражаются музыкой. С развития этих основных простейших ощущений нужно начинать преподавание. Инструмент понадобится значительно позже, когда наступит следующий этап обучения3.

Мы считаем доказанным то основное положение, что разумными и систематическими занятиями в любой области можно достигнуть поразительных результатов. Чем раньше начнется систематическое воспитание, чем острее и живее будут первые впечатления ребенка — тем прочнее они будут укореняться у него в памяти. Нетронутые, естественные чувства ребенка дают нам благодарнейший материал. Особое внимание нужно обращать на то, чтобы каждое чувство развивалось свободно, не заглушая другого. Каких изумительных результатов можно достигнуть в области развития ощущений, мы видим на примере чаеторговца, который по запаху узнает различные сорта, или винодела, который по вкусу может определить тот или иной сорт бургундского.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒