Ритм стр.81

Пластическая реализация длительностей от 2 до 9 долей.

Если ученик превратил эти движения в привычку, то ему уже не нужно их все проделывать, — картина движения у него в мозгу, и ему достаточно сделать шаг на счет «раз» и мысленно представить себе дальнейшие движения. Нечто подобное происходит, когда ребенок учится читать: сперва он читает вслух, потом про себя, но с движущимися губами, то есть со всеми мускульными напряжениями, которые были бы нужны для громкого произнесения слов, и только после долгого упражнения приобретая автоматичность процесса чтения, что ребенок уже не прибегает к напряжению губ и языка. Но у многих следы этих напряжений заметны во время чтения. Насколько наша способность читать покоится на этих напряжениях, доказывают старики — у них с ослаблением сдерживающих центров возвращаются движения губ при чтении. Это только доказывает, что и там, где мускульные напряжения не проявляются внешне, они все-таки действуют. Следовательно, они необходимы. Метод Жака-Далькроза построен ни на чем ином, как на упражнении ритмических напряжений путем ритмической гимнастики.

Упражнения:

Сделать J, J., « и др. длительности.

V.    Деление ритмических единиц

Каждую четвертную ноту ученик должен уметь по команде разложить на два шага (дуоли), на три (триоли), на четыре (квартоли) и т. д. Это разложение, очевидно, облегчается особыми условиями телесного равновесия и ослаблением напряжения в противоположных мускульных движениях. При пластическом воспроизведении синкопы шаг заменяется сгибанием колена. Это почти самое трудное из всех упражнений. Самые музыкальные ученики, и те добиваются точного исполнения лишь после долгого изучения, по истечении многих месяцев. Кто выполняет эту задачу без труда, про того можно сказать, что он овладел основным условием ритмических ощущений. Детям это упражнение дается легче, чем взрослым.

Упражнения:

1.    Ученики маршируют четверти, по команде Норр — синкопы.

2.    Маршируют четверти, по команде «два», «три» и т. д. исполняют дуоли, триоли и т. д. (шагами)1.

VI.    Метрические и ритмические воплощения

Здесь задача сводится к тому, чтобы ритмы, воспринятые слухом, незамедлительно были переведены в пластические ритмы. Точность такого переложения обеспечивается прежае всего тем, что ученик уже научился возможно большее количество движений воспроизводить автоматично, то есть он овладел ими совершенно. Здесь нет времени анализировать музыку, которую слышишь: телодвижение реализует ее раньше, чем разум схватил и уяснил себе картину движения, — подобно тому, как во время чтения мы понимаем слова, не отдавая себе отчета в графической картине прочитанного слова. Нужно особое усилие нашего сознания, чтобы вызвать в себе представление о слогах или буквах услышанного или произнесенного нами слова. Совершенно с такой же автоматичностью тело будет реагировать на слышимую музыку.

Как только реализация услышанного ритма в телодвижении стала для ученика легкой и привычной, ему предлагается новая задача на концентрацию внимания: во время исполнения первого ритма он вслушива ется во второй и, пока исполняет этот второй, вслушивается в третий и т. Д- Этим путем вырабатывается автоматизм ритмических движений и умственные силы освобождаются для восприятия новых впечатлений, которые, в свою очередь, переходят в автоматические. Таким образом в этом упражнении тело как бы пребывает в прошлом, в то время как ум схватывает и подготавливает будущее. Впрочем, в процессе чтения происходит то же самое. Пока мы усваиваем слово и предложение, глаз спешит вперед к следующему слову и предложению, чтобы их передать автоматическому восприятию.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒