Размышление над тестами позволит учащемуся глубже проникнуть в особенности своей личности, облегчить нелегкий выбор профессионального самоопределения, глубже узнать сильные и слабые стороны своей личности.
Выводы
Способности, которыми располагает каждый человек, развиваются из его задатков, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью. В субъективном плане человек может развивать свои способности беспредельно, добиваясь в своем личностном росте все новых и новых высот, но далеко не всегда ценные в субъективном плане достижения могут иметь объективную ценность. Очень важным поэтому оказывается правильный выбор профессиональной специализации, при котором потенциальные возможности совпалают по своему характеру с тем видом деятельности, который музыкант выбрал для себя в качестве основного. Обычно хорошая успеваемость по этому выбранному виду деятельности говорит о совпадении возможностей и интересов. Но не исключаются и такие случаи, когда успеваемость по выбранной специальности хорошая, но душевного удовлетворения она музыканту не приносит; попав в тиски обстоятельств, он принужден продолжать ею заниматься. Это должно стать поводом для серьезных раздумий по поводу правильности выбранного пути.
Вопросы для повторения
1. Как соотносятся способности и природные задатки?
2. Как могут проявляться способности людей с мыслительным и художественным типом нервной системы в музыкальной деятельности?
Рекомендуемая литература
1. Гончаров Н.В. Гений в искусстве и в науке. М., 1991.
2. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. М., 1985. Т. 1.
3. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986.
2. Темперамент и характер________
В романе Л. Толстого «Воскресение» автор приводит такое интересное сравнение: «Одно из самых обычных и распространенных суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т. д. Люди не бывают такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда так делим людей. И это неверно. Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою» (178. С. 193- 194).
Эти различия между собой люди заметили с давних времен. Со времен Гиппократа в психологии утвердилось учение о темпераментах, что в перевод с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей». Такими частями в организме человека Гиппократ полагал четыре типа жидкостей — крови (по латыни — сангвис), лимфы (по-гречески — флегма), желчи (по-гречески — холе) и черной желчи (по-гречески — мелана холе). Отсюда и возникли названия четырех типов темпераментов — сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик, — сохранившиеся до настоящего времени.