Начальный этап постановки корпуса в принципе идентичен при обучении на любом музыкальном инструменте и базируется на единых закономерностях. «Общие нормы и правила существуют, — указывает Ю. Янкелевич, — и они основаны на объективных положениях физиологии, анатомии и механики»1. Однако существуют некоторые различия, которые начинаются с воспитания двигательных действий рук, связанных со спецификой конкретного музыкального инструмента. Любые недосмотры в этом отношении чреваты в дальнейшем самыми тяжелыми последствиями.
Точки опоры корпуса музыканта как единая система
Организация двигательного процесса исполнителя очень во многом зависит от нахождения оптимальных точек опоры для корпуса, а также дня рук исполнителя. Опора корпуса на ноги, передается от головы и плечевого пояса — через область поясницы — на группы мышц тазовой части корпуса, тазобедренных суставов и ног.
Первичные действия, на основе которых воспитывается ощущение точек опоры рук у музыкантов, играющих на любом инструменте, идентичны. В основе лежат ощущения взаимодействия крайних точечных зон: зоны мышечных групп лопаток — с одной стороны, и кистей и пальцев — с другой. В то же время практическое решение этой проблемы для каждой из рук зависит от специфики музыкального инструмента.
Так как руки являются неотъемлемой частью корпуса, в процессе игры на любом музыкальном инструменте все перечисленные точки опоры должны функционировать как единая система. Это дает исполнителю возможность предельно концентрировать двигательные усилия (нагрузки) на группах силовых мышц, расположенных в области спины — плечевого пояса и особенно ног. Концентрация усилий всех точек позволяет играющему легче отобрать целесообразные движения, значительно свободнее управлять процессами напряжений и расслаблений. У исполнителя появляется возможность постоянно амортизировать мышечные группы плечевого пояса, расслаблять их в процессе игры.
Воспитание единой системы точек опоры помогает также достижению большей точности координирующих движений рук В то же время отсутствие взаимодействия между точками опоры в процессе игры, разбросанность их усилий не дает возможности играющему концентрировать оптимальные усилия в едином силовом центре. Разбросанность усилий каждой из рук неизбежно приводит к их излишнему напряжению, а, следовательно, негативно отражается на качестве исполнения.
Подробнее обоснование и описание упражнений, способствующих воспитанию необходимых ощущений и действий при постановке корпуса, будет дано в 3 части книги.
Глава 3
Проблемы постановки рук
Следующий этап постановочного периода — разобщенная постановка рук — самый ответственный момент постановочного периода, который требует строго учитывать физиологические закономерности двигательных действий рук.
Напомним, что приступать к работе над постановкой рук следует только после специальной подготовки корпуса ученика. Важнейшие условия этого процесса: нахождение обоснованных ранее оптимальных точек опоры для корпуса и рук, а также воспитание взаимодействий верхней и нижней частей корпуса, мышечных груш плечевого пояса, области поясницы, тазовой части корпуса и тазобедренных суставов. На наш взгляд, даже в современной методической литературе проблеме предварительной двигательной подготовки ученика уделено недостаточно внимания.