Вскоре у Кирка развилось уважение к строгим правилам Клиффа относительно честности. “Он всегда выступал против чрезмерного позёрства, он постоянно следовал идее быть самим собой” — говорит он, добавляя, что Клифф часто советовался с ним по поводу своих навыков игры на гитаре. “Помню, что ему нравилось, как Эд Кинг из «Lynyrd Skynyrd» играет на гитаре. Он постоянно просил меня показать ему музыкальные приёмы из «Skynyrd», и заканчивалось всё это тем, что он говорил: ‘Чувак, это ловко, действительно ловко’”.
Репетиции продолжались, пока Металлика находились в ожидании Джонни Зи, который должен был добиться подписания контракта, а их песни тем временем становились мощнее. Как вспоминает Джеймс: “Мы просто продолжали репетировать, а песни становились быстрее и быстрее, энергия продолжала расти и музыка звучала более хитово. Когда мы записываем что-либо, с того момента, как мы сочиняем песню до её фактического выхода, альбомная версия всегда звучит быстрее. Затем после записи на пластинку и до того, как мы играем песню вживую, композиция становится даже ещё быстрее. Я думаю, именно так и было в самом начале нашего пути. Мы записывали музыку, которую собирались играть на обычной скорости, а затем убыстряли темп”.
Пока музыка эволюционировала в более быструю, жёсткую форму в течение длительных, подогретых алкоголем ночей, внутренняя динамика Металлика также претерпевала некоторые изменения. Теперь в группе появились две ясно различимые половины: Ларс и Джеймс в половине Лос-Анджелеса, более значимая и зрелая часть группы, в основе которой лежало их длительное пребывание в составе; и Клифф с Кирком из половины Сан-Франциско, два немногословных парня из района Залива, которые были спокойнее остальных членов группы, а их музыкальные способности превосходили познания других членов группы во много раз.
Таким образом, между участниками группы достигалось чрезвычайно эффективное равновесие. Джеймс Хетфилд всегда интересовался больше сочинением плотной ритмической части, нежели упражнением своих навыков в исполнении соло, которые в любом случае были менее развиты, чем у тех же Дейва Мастейна или Кирка Хэмметта. А Ларс Ульрих, всегда утверждавший, что его навыки в барабанном мастерстве были скорее удовлетворительными, чем выдающимися, был гораздо более увлечён написанием песен и принятием активного участия в деловой стороне группы, чем тренировкой своих парадидлов.
Клифф и Кирк кроме прочего привнесли новые веяния в группу, также увеличив познания членов группы в области музыкальной теории. Самым важным новым веянием стал хардкор-панк, любовь Клиффа, музыка, к которой до его прихода наблюдался нулевой интерес со стороны остальных участников группы. Клифф был большим фанатом «Misfits» и «Samhain», двух групп, образованных панк-легендой Гленом
Дэнзигом, а также его сольного проекта «Danzig», и настаивал на совместном прослушивании альбомов этих групп во время путешествия группы в любой машине или автобусе. “Клифф брал магнитофон в свое ведение в любом виде транспорта” -вспоминает Кирк. Ларс добавляет: “Мы писали музыку и ездили в его зеленом Фольксвагене на фотосессии. Клифф наигрывал музыку «Misfits», барабаня по приборной доске автомобиля, при этом сводя всех с ума. Не говоря уж о том, что Клифф не был лучшим водителем”.