Музыкальная психология стр.118

Вопросы для повторения

1.    Какие виды памяти для музыканта являются наиболее важными?

2.    Что представляют собой логические приемы запоминания музыкального произведения?

3.    Какие приемы можно рекомендовать для заучивания музыкального произведения наизусть на разных этапах работы?

4.    Что надо учитывать при повторении музыкального произведения для наилучшего его запоминания?

Рекомендуемая литература

1.    Маккиннон Л. Игра наизусть. Д., 1967.

2.    Муцмахер В. И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие. М., 1984.

5. Мышление_____

Музыкальное искусство родилось в результате многолетних наблюдений человека за звуками окружающей его среды. Звуки природы, животных, человеческого голоса, резонирующих предметов, в конце концов, привели к их систематизации и осмыслению в специальной музыкальной деятельности. Система соотношения музыкальных тонов, открытая Пифагором в процессе его экспериментов с монохордом, положила начало развитию науки о музыкальном мышлении.

Система музыкального мышления складывается в социальной среде, в процессе общения людей друг с другом и поэтому естественно ожидать (по аналогии с речевым языком), что каждая самобытная национальная культура имеет свою музыкальную культуру, отличающуюся способами музыкального выражения и, следовательно, своими особенностями в музыкальном мышлении. Поэтому у разных народов мы можем наблюдать и разные его закономерности.

Это особенно заметно при сравнении восточной и западноевропейской музыки. Для восточной музыки характерно развитие музыкальной мысли по горизонтали с использованием многочисленных ладовых наклонений (свыше восьмидесяти), богатство ритмических структур, нетемперированные соотношения звуков. Монодическое развитие музыкальной мысли не способствовало развитию хоровых и оркестровых жанров, характерных для европейской музыки.

В европейской музыке, приверженной гомофон-но-гармоническому складу, развитие музыкальной мысли в мелодии обусловлено логикой движения гармонических последовательностей. И законы музыкального мышления в ней совершенно другие по сравнению с восточной музыкой.

Особенности различных подвидов музыкального мышления

Приступая к овладению профессией музыканта, тот, кто желает им стать, должен освоить музыкальный язык, характерный для данной социальной общности, и овладеть соответствующими навыками музыкальной деятельности. В зависимости оттого, на какой вид музыкальной деятельности ориентирован человек — захочет ли он стать просто любителем музыки или же профессионалом-исполнителем, композитором, — ему придется изучить и развить в себе разные аспекты музыкального мышления.

Слушатель будет оперировать в процессе своего музыкального восприятия представлениями о звуках, интонациях и гармониях, игра которых пробуждает в нем различные чувства, воспоминания, образы. Это — наглядно-образное мышление.

Исполнитель, имеющий дело с музыкальным инст-рументохм, будет осмысливать звуки музыки в процессе собственных практических действий, находя наи лучшие способы исполнения предлагаемого ему нотного текста. Это — наглядно-действенное мышление.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒