в — я могу быстро перестроиться в исполнении произведений в зависимости от аудитории (состав слушателей, возможности акустики).
Задание выполняют поодиночке или вдвоем, когда студенты оценивают друг друга. Оценка результатов: по каждому волевому качеству: 36 — 45 баллов — высокий уровень; 26 — 35— средний; 15 — 25— низкий. Обобщение результатов производится по схеме:
Волевые |
Волевые умения |
Оценки признаков |
качества |
волевых умений а б в общая |
|
I. Целеустремлен |
I . Ставить ясные цели и задачи |
3 5 4 12 |
ность |
2. Планомерно осуществлять деятельность |
4 3 2 9 |
3. Подчинять себя достижению |
5 5 5 15 |
|
поставленной цели |
Всего: 36 |
|
II. Настойчивость |
4. Длительно добиваться |
|
и упорство III. Решительность и смелость |
намеченной цели 5. Превозмогать тягостные состояния 6. Продолжать деятельность, несмотря на неудачи |
Тесты на выявление отношения к конкретной музыкальной деятельности
Первый из приведенных тестов принадлежит В.Г. Касимову (84), остальные принадлежат автору пособия.
Обработка баллов по всем нижеприведенным анкетам: 10—14—низкий уровень, 15 — 20—средний, 21—30— высокий. Каждый балл ставится в случае совпадения ответа с тем, который содержится в ключе. Вместе с ростом профессионализма увеличивается степень выраженности положительного отношения к будущей специализации.
I. Тест на выявление отношения к исполнительской деятельности
Ключ
1. Я опаздываю на занятия чаще других Нет
2. Занимаясь самостоятельно, я отвлекаюсь Да меньше, чем другие
3. На педагогической практике в школе Нет я предпочитаюпоказывать музыкальные произведения в механической записи, а не в своем исполнении
4. Исполняя музыкальное произведение Нет публично, я думаю о том, чтобы это все скорее закончилось
5. Я предпочитаю готовую трактовку Нет исполнения, предлагаемую педагогом, не стремясь расширить свои знания о музыкальном произведении и внести в него что-то свое
6. Я пропускаю занятия по специальности Нет без уважительных причин чаще других
7. Я стараюсь не играть в концертах чаще, Нет чем другие
8. На занятия по специальности я прихожу Нет неподготовленным чаще других
9. Я работаю над музыкальными Нет произведениями нерегулярно, несистематически
10. Я стараюсь выступать в семестре только Нет ограниченное число раз, определенное программой (академ-концерт, зачет, экзамен)
1. |
К Я опаздываю на занятия чаще других |
[люч Нет |
2. |
Занимаясь самостоятельно, я отвлекаюсь меньше, чем другие |
|
3. |
На педагогической практике в школе я предпочитаюпоказывать музыкальные произведения в механической записи, а не в своем исполнении |
Нет |
4. |
Исполняя музыкальное произведение публично, я думаю о том, чтобы это все скорее закончилось |
Нет |
5. |
Я предпочитаю готовую трактовку исполнения, предлагаемую педагогом, не стремясь расширить свои знания о музыкальном произведении и внести в него что-то свое |
Нет |
6. |
Я пропускаю занятия по специальности |
Нет |
без уважительных причин чаще других |
Нет |
|
7. |
Я стараюсь не играть в концертах чаще, |
|
чем другие |
Нет |
|
8. |
На занятия по специальности я прихожу неподготовленным чаще других |
|
9. |
Я работаю над музыкальными произведениями нерегулярно, несистематически |
Нет |
10. |
Я стараюсь выступать в семестре только ограниченное число раз, определенное программой (академ-концерт, зачет, экзамен) |
Нет |
11. Обычно я забываю о замечаниях педагога |
Нет |
к исполнению музыкального произведения |
|
и вспоминаю о них в последний момент |
|
12. Мне нравится примерно больше половины |
Да |
произведений моей программы |
|
13. Мне нравится сам процесс исполнения |
Да |
произведения с эстрады перед аудиторией |
|
14. По сравнению с другими я много работаю |
Да |
самостоятельно |
|
15. Я выступаю в концерте чаще других |
Да |
16. Мне бывает скучно на большинстве |
Нет |
индивидуалных занятий |
|
17. Исполняя произведение, я обычно думаю |
Нет |
о том впечатлении, которое я произвожу |
|
на слушателей |
|
18. Я более спокойно отношусь к своей |
Нет |
будущей профессии, чем другие |
|
19. В кругу своих друзей я мало говорю |
Нет |
о предстоящем выступлении |
|
20. Если бы была такая возможность, я бы |
Нет |
вообще отказался от игры перед |
|
слушательской аудиторией и разными |
|
комиссиями |
|
21. Я покупаю книги об исполнителях |
Да |
и пластинки с записями чаще, чем другие |
|
22. Я рассматриваю свою профессию как одну |
Да |
из возможностей чаще играт:. перед |
|
людьми разного возраста |
|
23. Я ищу любой повод для того, чтобы поиграть |
Да |
перед слушателями |
|
24. Мне нравится тщательно работать над |
Да |
музыкальным произведением |
|
25. Обычно я стараюсь выучить дополнительные |
Да |
музыкальные произведения помимо |
|
заданных |
|
26. Обычно я выступаю со сцены один раз |
Нет |
в семестр |
|
27. Я играю в концертах лишь потому, |
Нет |
что этого требует педагог |
|
28. Я считаю, что во время исполнения |
Нет |
произведения в концерте нет большой |
|
необходимости выкладываться |
29. На педзанятиях по практике я люблю устраивать дополнительное прослушивание музыкальных произведений в собственном исполнении |
Да |
|
30. Меня никогда не надо упрашивать выступать где-нибудь |
Да |
|
II. Тест на отношение к педагогической деятель- |
||
и ости |
Ключ |
|
1. |
Психология отношений людей очень интересует меня |
Да |
2. |
Я редко пропускаю занятия и страдаю от вынужденных пропусков |
Да |
3. |
Мне нравится показывать товарищам, как можно исполнить лучше то или иное музыкальное произведение |
Да |
4. |
Мне не особенно нравятся публичные выступления |
Да |
5. |
Изучая музыкальное произведение, я стараюсь прочесть о нем специальную литературу, особенно методическую |
Да |
6. |
Я пропускаю занятия по специальности чаще других |
Нет |
7. |
Я не стараюсь выступать в концертах чаще других |
Да |
8. |
Меня мало интересуют книги по методике преподавания |
Нет |
9. |
На занятиях по специальности я прихожу неподготовленным чаще других |
Нет |
10. |
Я стараюсь выступать в семестре ограниченное число раз, с хорошо выученной программой |
Да |
11. |
Помимо наставлений педагога я стремлюсь найти свои собственные приемы преодоления возникающих трудностей |
Да |
12. |
Мне нравится обсуждать с товарищами приемы и способы исполнения различных музыкальных произведений |
Да |
13. |
Я предпочитаю больше играть в кругу друзей, нежели на большой концертной эстраде |
Да |
14. |
Мне нравится работать рывками, чтобы потом приятно расслабляться |
Нет |
15. |
Я выступаю в концертах реже других |
Да |
16. |
Мне нравится присутствовать на занятиях других педагогов и слушать их замечания по поводу игры моих товарищей |
Да |
17. |
Исполняя произведение со сцены, я бываю озабочен тем, какое впечатление произвожу на слушателей |
Да |
18. |
К своей будущей профессии педагога я отношусь с восторгом |
Да |
19. |
Со своими друзьями и близкими я мало говорю о своей будущей профессии |
Нет |
20. |
Если бы была такая возможность, я вообще бы отказался от игры на экзаменах и перед всякими комиссиями |
Да |
21. |
Я покупаю книги по педагогике и психологии чаще, чем другие |
Да |
22. |
Я рассматриваю свою будущую профессию педагога как счастливую возможность общения с детьми |
Да |
23. |
Мои друзья ценят мои замечания об их исполнении |
Да |
24. |
В работе над произведением меня больше привлекают красота художественного образа и переживания, связанные с музыкой, чем тщательная проработка отдельных деталей |
Да |
25. |
Мне нравится обсуждать с друзьями особенности исполнительского стиля различных музыкантов |
Да |
26. |
Обычно я выступаю со сцены один раз в семестр |
Да |
27. |
Я играю в концертах лишь потому, что этого требуют педагоги |
Да |
28. |
Я сильно волнуюсь во время публичного исполнения и выступление отбирает у меня очень много сил |
Да |
29. |
Во время педпрактики в школе я предпочитаю Да давать учащимся произведения в механической записи, а не играть самому |
|
ЗО. |
Для того, чтобы я выступил в концерте или перед знакомыми, меня надо долго упрашивать это сделать |
Да |
III. Тест на отношение к композиторской деятель- |
||
нос ти |
||
Ключ |
||
1. |
Мне нравится переводить мои жизненные впечатления в музыкальные образы |
Да |
2. Записывая свои мелодии, я забываю обо |
Да |
всем на свете |
|
3. Занимаясь дома на инструменте, |
Да |
я предпочел бы играть свои собственные |
|
мелодии, чем музыку других композиторов |
Да |
4. На экзаменах и концертах я предпочел бы |
|
выступать со своими собственными |
|
произведениями, нежели чужими |
Да |
5. Из теоретических дисциплин мне меньше |
|
всего нравятся гармония и анализ |
|
музыкальных произведений |
Нет |
6. Я пропускаю занятия по теоретическим |
|
дисциплинам чаще других |
Да |
7. Я стараюсь не играть на концертах чаще |
|
других, потому что это отвлекает от творчества |
|
8. На занятия по теории и композиции я |
Нет |
прихожу неподготовленным чаще других |
Нет |
9. Я пишу свою музыку нерегулярно |
|
и не систематически |
|
10. Я стараюсь выступать публично в семестре |
Да |
только ограниченное число раз, определенное |
|
программой |
|
11. На занятиях по композиции я прислушиваюсь |
|
к мнению своего педагога |
|
12. Мне нравится сам процесс создания музыки |
Да |
13. Мне не особенно нравятся публичные |
Да |
выступления перед аудиторией |
Да |
14. По сравнению с другими я изучаю много |
|
музыки |
Да |
15. Я выступаю в концертах реже других |
|
16. Мне бывает скучно на большинстве |
Да |
коллективных занятий |
|
17. Создавая свою музыку, я думаю о том, |
Нет |
какое впечатление она может произвести |
|
на будущих слушателей |
Да |
18. Читая произведения художественной |
|
литературы, я нередко думаю о том, какими |
|
музыкальными образами могло бы быть |
|
передано их содержание |
Да |
19. Мне кажется, что в больших компаниях |
|
всегда много суеты и лишних разговоров |
Да |
20. Настоящий музыкант может быть счастлив |
|
только в уединении, где он может |
|
предаваться своим музыкальным мечтам |
|
и полету воображения |
21. |
Сочинение музыки для меня является важнейшей потребностью в жизни |
Да |
22. Меня мало интересуют партитуры пластинки с записями разных композиторов |
Нет |
|
23. Я ищу любой повод для того, чтобы сочинить и записать какую-либо мелодию |
Да |
|
24. |
Я предпочитаю быть исполнителем хорошей чужой музыки, чем сочинять свою, но посредственную |
Нет |
25. |
Разучивая чужие музыкальные произведения, мне нравится играть на них свои парафразы и вариации |
Да |
26. |
Я сочиняю музыку потому, что это нравится моим родителям |
Нет |
27. |
Мне нравится изображать в музыке портреты моих знакомых |
Да |
28. |
Мне кажется, что если композитор сочиняет музыку, ему не обязательно сильно напрягаться и выкладываться |
Нет |
29. |
Образы изобразительного искусства легко рождают во мне соответствующие музыкальные образы |
Да |
30. |
Музыкальные образы, рождающиеся в моем сознании, для меня важнее, чем отточенная исполнительская техника |
Да |
IV. Тест на отношение к дирижерской деятель- |
||
ности |
||
Ключ |
||
1. |
Музыкальное искусство — большей частью коллективное, поэтому профессия дирижера в музыке должна считаться главной |
Да |
2. |
Мне нравится быть в центре коллективного внимания |
Да |
3. |
По натуре я человек общительный и легко лажу с людьми |
Да |
4. |
Мне легко организовать людей для совместных действий |
Да |
5. |
Я коллекционирую записи различных дирижеров для сравнения их между собой и поиска наиболее верного на мой взгляд исполнения |
Да |
6. |
Занимаясь с педагогом, я редко предлагаю свой собственный вариант трактовки |
Нет |
7. |
Коллективные занятия мне нравятся больше, чем индивидуальные |
Нет |
8. |
Мне бывает трудно подобрать ключ общения с незнакомыми людьми |
Нет |
9. |
Мои друзья считают меня веселым и общительным человеком |
Да |
10. |
Я легко переношу конфликтные ситуации по сравнению с другими |
Да |
И. |
Я высоко ценю искусство мимики и жеста |
Да |
12. |
У меня часто бывают испорчены отношения с другими людьми из-за моей принципиальности |
Нет |
13. |
Я пользуюсь любой возможностью, чтобы выступить где-нибудь с хором или оркестром |
Да |
14. |
Часто без причин у меня может испортиться настроение |
Нет |
15. |
Поездки на концерты и гастроли утомляют меня |
Нет |
16. |
Если я чувствую приближение конфликтной |
Да |
ситуации, я предпочитаю спокойно обсудить проблему и никогда не срываюсь |
||
17. |
Я люблю рассказывать анекдоты в компаниях |
Да |
18. |
Моя будущая профессия дирижера вызывает у меня серьезную озабоченность |
Нет |
19. |
В кругу своих друзей я мало говорю о предстоящем выступлении |
Нет |
20. |
Учась в школе, я охотно выполняю поручения, связанные с общением с другими людьми |
г Да |
21. |
У меня довольно много книг о дирижерах |
Да |
22. |
Вьполнение какой-либо работы в присутствии многих людей мало смущает меня |
Да |
23. |
Я ищу любой повод для того, чтобы попрактиковаться с каким-либо хором или оркестром |
Да |
24. |
Мне нравится работать над переводом музыкальной интонации в пластический жест |
Да |
25. |
Обычно я знакомлюсь со многими партитурами помимо изучаемых в классе по специальности |
Да |
26. |
Я бы хотел как можно чаще выступать с хором в концертах |
Да |
27. |
Я выступаю в концертах только потому, что этого требует программа |
Нет |
28. |
Я считаю, что во время исполнения хорового или оркестрового произведения дирижеру не обязательно выкладываться, потому что музыканты и без него знают, что надо делать |
Нет |
29. |
На педпрактике, в детском лагере, в туристском походе я пользуюсь любой возможностью для организации коллективного музицирования |
Да |
V. Тест на отношение к музыковедческой деятель- |
||
пости |
||
Ключ |
||
1. |
Мне нравится читать книги о музыке |
Да |
2. |
Часто играя или слушая музыкальное произведение, я пытаюсь передать его содержание словами |
Да |
3. |
В школе учителя находили у меня определенные литературные способности |
Да |
4. |
Мне больше нравится анализировать музыкальное произведение, чем его самому играть |
Да |
5. |
Мне не очень нравится решать задачи по гармонии |
Нет |
б. |
Я считаю, что знание теории музыки менее важно для музыканта, чем ее хорошее исполнение |
Нет |
7. |
Я стараюсь не выступать перед публикой без особой необходимости |
Да |
8. |
На занятия по теоретическим дисциплинам я прихожу неподготовленным довольно часто |
Нет |
9. |
Меня больше привлекает совершенствование моего литературного стиля, чем игра на инструменте |
Да |
10. |
Моя самая большая мечта — хорошо знать музыку всех стран и народов |
Да |
11. |
Анализ музыкальных произведений не особенно интересует меня |
Нет |
12. |
В литературных произведениях меня привлекает описание чувств их героев больше, чем развитие сюжета |
Да |
13. |
Умные слова о музыке совсем необязательны для того, чтобы ее понимать |
Нет |
14. |
Для того, чтобы стать хорошим музыкантом, необязательно знать культуру и искусство прошлых эпох |
Нет |
15. |
Слушая музыку, я часто пытаюсь выявить ее структуру |
Да |
16. |
Мне нравится предаваться размышлениям в спокойной и уютной обстановке |
Да |
17. |
Мне нравится рассказывать моим друзьям разные истории о музыке и музыкантах. Они, как правило, с интересом слушают меня |
Да |
18. |
Меня больше привлекает живая музыка, чем разговоры о ней |
Нет |
19. |
Дома у меня неплохая библиотека по теории Да и истории музыки |
|
20. |
В моей будущей работе меня больше привлекло бы выступление с лекциями и докладами, чем работа, связанная с исполнительством |
Да |
21. |
Я хожу на самые разные концерты чаще, чем другие |
Да |
22. |
Я рассматриваю свою будущую профессию музыковеда как возможность нести людям свет знаний |
Да |
23. |
Я не особенно стремлюсь изучать иностранные языки |
Нет |
24. |
Мне нравится работать над литературным стилем рефератов и научных докладов |
Да |
25. |
Я стараюсь не читать больше тех книг, которые необходимы по программе |
Нет |
26. |
Обычно я выступаю со сцены один раз в семестр |
Да |
27. |
Я играю в концертах лишь потому, что этого требует программа обучения |
Да |
28. |
Я считаю, что каким бы хорошим ни был музыкант, выступающий в концерте, слушателя надо специально готовить для восприятия музыки |
Да |
29. |
На занятиях по педпрактике в школе я предпочитаю показывать музыку в механической записи, а не играть самому |
Да |
30. |
Меня не надо упрашивать выступить где-нибудь, чтобы рассказать о музыке |
Да |