Для музыкантов перечисленные факторы связаны с плохой постановкой корпуса, неправильной организацией двигатель ных действий — особенно рук, неумением контролировать свои действия во время волнения. Как отмечает Холл: «плохая осанка (постановка — В.М.) и некоторые вида движений могут вызвать боли и спазмы мышц».6
Для того чтобы снять или хотя бы уменьшить болевые ощущения, не требуется немедленное обращение к врачу — следует определить причину, вызывающую боль, и постараться самому справиться с недугом. Естественно, речь вдет о начальных стадиях болевых ощущений, когда еще нет серьезных патологических изменений в зоне позвоночника. Холл констатирует: «Боль в спине создает ощущение беспомощности только в том случае, если вы не способны бороться с ней», и палее: «больную спину не лечат — ее учатся контролировать».
Что же означает рекомендация Холла о корректировке осанки как способе снятия болевых ощущений? Прежде всего, следует разъяснить, что входит в понятие «осанка».
Осанка характеризует положение корпуса человека как в неподвижном состоянии — его положении стоя или сидя, так и в процессе его двигательных действий — походки, совершении всякого вида работ, гимнастических упражнений и т.д. У музыкантов понятие «осанка» связано также с постановкой корпуса и взаимодействием различных частей корпуса в процессе исполнения. По реакции корпуса человека на какие-либо внешние или внутренние воздействия — особенно двигательные, осанку следует подразделить на хорошую и плохую. Рекомендация Холла о корректировке осанки, естественно, касается плохой осанки, провоцирующей излишнее давление частей корпуса на позвоночник. «Нагрузка, ложащаяся на диски позвоночника, резко меняется в зависимости от положения тела. Даже легкое изменение положения тела может привести к значительному увеличению (или уменьшению — В.М.) нагрузки. К примеру, если вы сидите выпрямившись, нагрузка на позвоночник умеренная, но нагнувшись вперед — резко ее увеличиваете.
Диски испытывают меньшую нагрузку, когда вы стоите выпрямившись, чем когда вы сидите чуть склонившись вперед».
Участки позвоночника в разной степени подвержены деформации и болевым ощущениям. Наиболее уязвимы участки поясницы и шейных позвонков. Последние — самые слабые от природы. Семь позвонков, расположенных в этой зоне позвоночника, очень подвижны. Их излишнюю подвижность постоянно провоцируют изолированные движения головы, особенно ее чрезмерные наклоны вперед.
Мышечные группы шеи от природы очень слабые, они взаимодействуют синхронно с мышечными группами плечевого пояса — особенно зоны плеч и лопаток. При изолированном наклоне головы вперед происходит перенапряжение шейных мышц, — эти мышцы не выдерживают нагрузки, которую оказывает на них очень тяжелая голова. Напряжения в области шеи фокусируются, как правило, в зоне шейных позвонков у основания сгиба шеи. Очаг перенапряжений в этой зоне шеи один из наиболее опасных, ибо он быстро распространяется на другие мышечные группы и, провоцируя зажатость в области мышечных групп рук и спины, трудно поддается исправлению. Критерием правильности ощущений в области шеи служит ненапряженное состояние ее мышц. Эти ощущения сохраняются при условии, когда шея и плечевой пояс совершают совместные односторонние — синхронные движения. Отведение головы назад и особенно наклоны ее вперед должны происходить одновременно с движениями верхней части корпуса — его сгибании или разгибании в зоне крестца — копчика. «Удерживать шею в положении наклона вперед… надежный способ вызвать боли» — констатирует Холл.