Ритм стр.49

Цель занятий остается все та же, но чем разнообразнее приемы, тем сильнее поддерживается интерес в детях к каждому предстоящему уроку.

Однако и в играх нужно остерегаться педантичности и односторонности. Великая тайна воспитания состоит в том, чтобы учителю самому проникнуть в детскую душу, уметь смотреть на вещи глазами ребенка, не навязывая ему насильно собственные взгляды, понятия и мнения.

Лишь тогда учитель встретит в детях доверие и понимание и сам научится понимать изменчивые живые фантазии ребенка, его вечную потребность видеть и слышать новое. Эту потребность нужно не подавлять, а, напротив, поощрять. Надо непрестанно заботиться о разнообразии примеров и даже словесных выражений, дня того чтобы поддерживать интерес учеников к занятиям.

Лучшим результатом занятий ритмической гимнастикой будет чувство радости и наслаждения жизнью, развитие воли учащихся и их умения переводить свои представления в действие.

Во внешнем построении любого музыкального произведения сказывается известная симметрия, которой в пластике соответствует гармоничность и уравновешенность телодвижений.

При повторении музыкально-ритмический период сочетается всегда с другими, нередко противоположными оттенками, в этом и кроется внутренний смысл и оправдание такого рода формы.

Что касается симметричности телодвижений, то, будучи таковыми только в пространстве, они остаются невыразительными. Это легко видеть при чисто гимнастических упражнениях, например:

Но если соблюдать симметрию в последовательности, то получится соответствие с музыкальной мелодией. Противопоставление здесь будет заключаться в смене правого и левого направлений. Поэтому марши с меняющимся ритмом будут выглядеть гармоничнее, если ритм маршировки будет заключать в себе неравное количество шагов, так как в этом случае повторение начнется с другой ноги.

И все-таки нельзя добиться полного совпадения пластического ритма с музыкальным, так как существует значительная разница между характером изолированной музыкальной звучности и пластическим моментом такой же продолжительности. В первом случае больше оттеняется момент начала: первый звук больше приковывает внимание, чем последний. Это объясняется тем, что молчание, предшествовавшее первому колебанию звуковых волн, было абсолютным, поэтому возникает яркий контраст между тишиной и образовавшимся звуком, между тем как последний звук не замирает сразу и колебание звуковых волн некоторое время продолжает разноситься в пространстве. Если даже подчеркнуть момент окончания музыки сильным заключительным ударом, то все же звук не прекратится сразу: колебания воздуха затихают всегда постепенно. Кроме того, подчеркивая последний момент больше, нежели первый, мы придадим исполняемой вещи оттенок испуга, свирепости, патетического возгласа, но тем самым не уничтожим разницу между звуками и наступившим молчанием.

В пластике как раз наоборот — самым резким является последний момент. Это происходит по следующей причине: движению никогда не предшествует состояние полного покоя. Мускулы напрягаются заранее, и все тело (члены, лицо) заметно оживляется, подготавливаясь к движению. Поэтому полного контраста между неподвижным состоянием и следующим за ним состоянием подвижности нет. Между тем каждое отдельное движение заканчивается положением полного покоя или полного равновесия. Может так случиться, что заключительная поза тоже будет напряженной или выразительной, но это отнюдь не обязательно. Вообще, если движение закончено — наступает момент полной неподвижности. Поэтому контраст между движением и следующим за ним состоянием покоя будет полным. Таким образом, последний момент пластического движения оттеняется больше, нежели момент начала3®.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒