— звук на конце музыкальной фразы требует сохранения активности пения (даже при diminuendo) до конца его дли тельности;
— при выдерживании длинной ноты (половинной, целой и пр.) необходимо ощущать и внутренне подчеркивать на чало новой доли, заключенной в ней;
— при пении четверти с точкой, как бы оттолкнувшись от точки, исполнять следующую за ней короткую ноту легче, тише, но не теряя активности;
— чем быстрее темп, тем легче, тише и активнее должен быть звук;
— при движении мелодии вверх или восходящих скачках нижний звук необходимо облегчать за счет динамики и ата ки звука;
— нельзя сливать два гласных звука, стоящих на стыке слов;
— недопустимо брать дыхание посреди слова (если оно не цепное);
— при использовании цепного дыхания после его возоб новления отдельными певцами вливаться в общее звучание незаметно, без толчка;
— нельзя отделять дыханием подлежащее от сказуемого;
— вдох по объему и скорости производить в характере песни и др.
Развитие певческого голоса детей тесно связано с формированием определенных навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения.
Навыки — это действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными (БСЭ).
По данным А. В. Запорожца, А. А. Люблинской, А. В. Петровского, выделяются три основных этапа формирования навыка:
1) аналитический — овладение элементами действия;
2) синтетический — образование целостной структуры действия;
3) автоматизация — закрепление и совершенствование це лостной структуры.
Формирование навыка сопряжено с протеканием целого ряда умственных операций. Физиологический механизм его сложные условные рефлексы, образующие в коре больших полушарий головного мозга прочно сложившуюся систему временных нервных связей (динамический стереотип, по И. П. Павлову).
Эти нервные связи могут образовываться и закрепляться в процессе как правильных, так и неправильных вокальных движений.
При всем разнообразии интерпретации понятия о правильном и неправильном пении следует указать на его главный критерий.
Правильная работа голосового аппарата предполагает такую координацию всех его элементов, при которой мускульная энергия расходуется наиболее экономно и с максимальным эффектом. Правильное пение — это такое пение, когда певцам удобно петь, а слушателям приятно их слушать.
Неправильное пение всегда сопряжено с усталостью голоса, осущением неудобства в горле поющих, неестественностью звука, чрезмерной напряженностью его и с неудовлетворенностью слушателей.
Совершенно ясно, что развитие певческого голоса детей может быть эффективным только на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться и правильные певческие навыки.
Следует отметить, что, несмотря на понимание навыка как действия, в методической литературе нередко к числу певческих навыков относят и некоторые свойства певческого голоса, чего допускать нельзя.