Учитывая их рефлекторную взаимосвязь, следует подчеркнуть способность каждого из них в отдельности целостно влиять на весь голосообразующии комплекс.
В методических целях целесообразно рассмотреть содержание и составные элементы данных навыков.
Навык артикуляции включает в себя: —отчетливое, фонетически определенное произношение слов;
— умеренное округление фонем за счет их заднего уклада;
— умение находить близкую или высокую вокальную по зицию за счет специальной организации переднего уклада артикуляционных органов;
— умение соблюдать единую манеру артикуляции для всех гласных;
— умение сохранять стабильным уровень гортани в про цессе пения различных гласных;
— умение максимально растягивать гласные и коротко произносить согласные звуки в пределах возможностей ритма исполняемой мелодии и др.
Навык дыхания в пении также распадается на отдельные элементы, главные из которых:
— певческая установка, обеспечивающая оптимальные условия для работы дыхательных органов;
—глубокий вдох, но умеренный по объему при помощи нижних ребер, и в характере песни;
— момент задержки дыхания, в течение которого готовится «в уме» представление первого звука и последующего звучания, фиксируется положение вдоха, накапливается соответствующее подскладочное давление;
— фонационный выдох постепенный, экономный при стрем лении сохранить вдыхательную установку;
— умение распределять дыхание на всю музыкальную фразу;
— умение регулировать подачу дыхания в связи с зада чей постепенного усиления или ослабления звука и пр.
Однако перечень навыков, относящихся к певческому процессу в целом, будет неполным, если не указать на навыки, лежащие в основе слухового восприятия и протекающих при этом умственных операций.
К основным слуховым навыкам в певческом процессе следует отнести:
— слуховое внимание и самоконтроль;
—слуховое дифференцирование качественных сторон певческого звучания, в том числе и эмоционального выражения;
— вокально-слуховые представления певческого звука и способов его образования.
Данные навыки формируются у детей на основе развития музыкального слуха во всех его проявлениях (вокального, звуковысотного, динамического, тембрового и т. д.), а также эмоциональной восприимчивости и отзывчивости на музыку.
Уровень развития слуховых навыков детей детерминирует их познавательный потенциал в процессе обучения, овладения системой знаний и навыков, обязательных для певческой дея тельности, которая представляет собой систему взаимосвязанных между собой певческих и слуховых навыков, опирающихся на музыкальную грамотность и на понимание детьми доступных уровню их подготовки музыкальных явлений.
На каждом этапе обучения создается база для возникновения новых внутренних условий развития, которые в свою-очередь создают возможности дальнейшего усвоения новых знаний и навыков.
Развитие слуховых и певческих навыков глубоко взаимосвязано с развитием мышления, наблюдательности, памяти, воображения, а также внимания и воли. Все эти навыки, переходящие в свойства личности, в своем развитии неизменно взаимодействуют со всем процессом обучения.