Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.108

Учитывая их рефлекторную взаимосвязь, следует подчеркнуть способность каждого из них в отдельности целостно влиять на весь голосообразующии комплекс.

В методических целях целесообразно рассмотреть содержание и составные элементы данных навыков.

Навык артикуляции включает в себя: —отчетливое, фонетически определенное произношение слов;

—    умеренное округление фонем за счет их заднего уклада;

—    умение находить близкую или высокую вокальную по зицию за счет специальной организации переднего уклада артикуляционных органов;

—    умение соблюдать единую манеру артикуляции для всех гласных;

—    умение сохранять стабильным уровень гортани в про цессе пения различных гласных;

—    умение максимально растягивать гласные и коротко произносить согласные звуки в пределах возможностей ритма исполняемой мелодии и др.

Навык дыхания в пении также распадается на отдельные элементы, главные из которых:

—    певческая установка, обеспечивающая оптимальные условия для работы дыхательных органов;

—глубокий вдох, но умеренный по объему при помощи нижних ребер, и в характере песни;

—    момент задержки дыхания, в течение которого готовится «в уме» представление первого звука и последующего звучания, фиксируется положение вдоха, накапливается соответствующее подскладочное давление;

—    фонационный выдох постепенный, экономный при стрем лении сохранить вдыхательную установку;

—    умение распределять дыхание на всю музыкальную фразу;

—    умение регулировать подачу дыхания в связи с зада чей постепенного усиления или ослабления звука и пр.

Однако перечень навыков, относящихся к певческому процессу в целом, будет неполным, если не указать на навыки, лежащие в основе слухового восприятия и протекающих при этом умственных операций.

К основным слуховым навыкам в певческом процессе следует отнести:

—    слуховое внимание и самоконтроль;

—слуховое дифференцирование качественных сторон певческого звучания, в том числе и эмоционального выражения;

—    вокально-слуховые представления певческого звука и способов его образования.

Данные навыки формируются у детей на основе развития музыкального слуха во всех его проявлениях (вокального, звуковысотного, динамического, тембрового и т. д.), а также эмоциональной восприимчивости и отзывчивости на музыку.

Уровень развития слуховых навыков детей детерминирует их познавательный потенциал в процессе обучения, овладения системой знаний и навыков, обязательных для певческой дея тельности, которая представляет собой систему взаимосвязанных между собой певческих и слуховых навыков, опирающихся на музыкальную грамотность и на понимание детьми доступных уровню их подготовки музыкальных явлений.

На каждом этапе обучения создается база для возникновения новых внутренних условий развития, которые в свою-очередь создают возможности дальнейшего усвоения новых знаний и навыков.

Развитие слуховых и певческих навыков глубоко взаимосвязано с развитием мышления, наблюдательности, памяти, воображения, а также внимания и воли. Все эти навыки, переходящие в свойства личности, в своем развитии неизменно взаимодействуют со всем процессом обучения.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒