Слухо-двигательные связи между восприятием и воспроизведением (или координация между слухом и голосом) обеспечивают навыки вокально-слуховых представлений как промежуточное звено. Они формируются на основе систематического воспитания слухового внимания и самоконтроля за качествами воспринимаемого и воспроизводимого звучания. Вокально-слуховые представления складываются на основе слухового восприятия и осознания воспринятого. Осознание не только в смысле дифференциации отдельных элементов звука, но и способа звукопроизводства, его артикуляции и, дыхания.
Навык выразительности в пении выступает как исполнительский навык, отражающий музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности.
«Практика передовых школ свидетельствовала об огромном внимании к процессу овладения знаниями и навыками в обучении пению, причем обучение не ограничивалось чисто техническими вокально-хоровыми навыками, а предусматривало и навыки, связанные с выразительностью и убежденностью исполнения»1.
Выразительность исполнения выступает как условие эстетического воспитания детей средствами вокального искусства и достигается за счет:
— мимики, выражения глаз, жестов и движений;
— богатства тембровых красок голоса;
— динамических оттенков, отточенности фразировки;
— чистоты интонации;
— разборчивости и осмысленности дикции;
— темпа, пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение.
Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности содержания и его эмоционального переживания детьми.
Подчеркивая зависимость выразительности пения от эмоциональной отзывчивости на музыку, следует заметить, что не у всех детей эта способность одинаково развита. Она определяется общим и музыкальным развитием и, конечно, в первую очередь есть результат развития слуха во всех его проявлениях.
Выразительность пения имеет две стороны этого понятия:
1) непроизвольная, спонтанно проявляющаяся выразительность, и 2) произвольная, характеризующая способность передачи заранее обдуманного содержания исполняемого произведения.
Выразительность вокального исполнения является признаком вокальной культуры. В ней проявляется субъективное отношение ребенка к окружающему через исполнение и передачу определенного художественного образа.
Выразительность возникает только тогда, когда ребенок проявляет свое отношение к исполняемому вследствие понимания того, о чем говорится в данном произведении.
Непринужденное исполнение всегда выразительно. Однако оно возможно только на каком-то начальном этапе разучивания произведения и связано с элементом новизны восприятия. Как только произведение становится известным, оно уже наскучило детям, ощущение новизны утрачено и непринужденность исполнения потеряна. Чтобы сохранить выразительность и на последующих этапах работы, необходимо добиваться осознания и закрепления способов выразительности исполнения. Формировать произвольную выразительность более сложно, чем закреплять и сохранять непринужденность исполнения.