3) давали задание нарисовать рисунок и придумать наз вание каждому куплету песни, отражающее основное его со держание;
4) просили найти новый подголосок к основной мелодии;
5) в пределах заданной гармонии и метроритма проводи ли конкурсы на лучшую вокальную импровизацию;
6) просили закончить мелодию, начало которой задано учителем по схеме: вопрос — ответ;
7) давали задания на сочинения собственных мелодий на определенное стихотворение или какую-то тему (например: «Первый снег», «Мама», какой-то добрый и злой образ, но вогодний карнавал, праздник прихода весны и др.).
Песни, придуманные детьми, поражали нас своей красотой и удивительной вокальностью. Исполнять свои сочинения детям обычно доставляет особое удовольствие. Все это формирует у них интерес к певческой деятельности, потребность общения с музыкой развивает их эстетический вкус и творческую инициативу, стимулирует самостоятельное, спонтанное пение в быту.
По данным ряда советских и зарубежных исследователей (Тибор Шараи, Силиньш), а также наших собственных наблюдений, дети, поющие в хоре и занимающиеся музыкой, обычно лучше успевают по другим учебным предметам и отличаются творческой инициативой и общительностью.
Таким образом, опыт творческой деятельности является одним из важнейших видов содержания обучения детей пению.
6.2.3. Опыт эмоционально-волевых отношений
Эмоционально-волевая воспитанность человека отражается в эмоционально-оценочном отношении его к миру, к собственной деятельности. Знания и умения ребенка в пении могут не совпадать с его отношением к своей деятельности. В практике детского пения нередко можно встретить такой парадокс: детский хор владеет вокальной техникой, поет сложный репертуар, но далеко не все певцы данного хора любят петь. Они занимаются в этом коллективе по другим причинам: настаивают родители, это единственная возможность заниматься игрой на каком-либо инструменте, их привлекает общение с друзьями и пр. Следовательно, они усвоили умом определенные знания и навыки, а сфера чувств их осталась незатронутой, отсюда их равнодушие к певческой деятельности и даже, иногда, активное нежелание. Это определяет и их поведенческую сторону на занятиях.
Ребенок все постигает через эмоции, которые всегда содержательны и являются особой формой отражения действительности.
Именно эмоции более всего способны переходить в область бессознательного, не контролируемого разумом. Поэтому культура чувств, подлежащая воспитанию у молодого поколения, не совпадает с культурой мышления, с объемом знаний.
Различные представители педагогической науки придавали огромное значение формированию эмоций как особой задаче воспитания. Отечественная психология подчеркивает роль эмоций как стимула человеческой деятельности (П. П. Блонскмй), как овязь чувственного и интеллектуального, но связь двух самостоятельных компонентов (С. Л. Рубинштейн). Психолог П. М. Якобсон убедительно показал роль эмоций как силы, определяющей мотивы поступков.