Искусство в школе есть средство воспитания. Особенно велика в этом деле роль пения, так как воспитательное воздействие его усиливается благодаря единению музыкального и словесного текста.
Детский певческий коллектив рассматривается нами как инструмент воспитания личности. Однако он будет выполнять свою функцию только при условии, если у детей сложилось эмоционально-положительное отношение к коллективу и самой певческой деятельности.
Советская педагогика утверждает, что всякая деятельность детей развивается успешно тогда, когда они видят ее общественную пользу. При обучении пению большую роль в этом деле играет концертная деятельность хорового коллектива, которая, переплетаясь с познавательной, имеет огром ное воспитательное значение в формировании активной жизненной позиции учащихся.
Чувство удовлетворения от сознания собственной полезности порождает желание добиться еще больших успехов в овладении исполнительским мастерством, формирует потребность трудиться, настойчиво и целеустремленно добиваться успехов в учебе, преодолевать трудности, что связано с формированием и проявлением волевого начала, самостоятельности, творческой активности.
Именно в моменты переживания радости от успешной концертной деятельности в сознание ребенка проникают идеи добра, ощущение своей общественной значимости, ибо процессы воспитания в данном случае опираются на эмоциональное восприятие ребенка, что соответствует особенностям развития его психики.
Каждый учебный предмет по-своему пробуждает и укрепляет эмоциональные и рациональные элементы детской психики. В этом смысле вокальное искусство наиболее действенно влияет на развитие эмоциональной сферы.
Глубина и прочность политических, нравственных и правовых убеждений человека зависят от степени их проникновения в эмоциональную область его сознания. «На развитие и совершенствование эмоциональной сферы человека направлены все в1 иды эстетического воспитания, в том числе и музы-кальное»1.
Многие деятели в области эстетического воспитания не раз указывали на важность и необходимость формирования культуры чувств и эмоций у детей. В одной из своих книг Б. Неменский пишет о слабой развитости у некоторой части подрастающего поколения чувств и эмоций, доходящей до эмоционального невежества. «Заучить» чувства нельзя. Их можно только воспитать.
«Сейчас уже совершенно ясно, какой большой урон невежество чувств может принести не только человеческим отношениям, но и обществу в целом. Неразвитость чувств оборачивается неразвитостью мышления и сознания2 и сказывается на всем деле строительства нового общества»2.
Таким образом, задача учителя организовать процесс обучения пению так, чтобы он оказывал определенное воздействие на психологию учащихся с целью привить им определенные качества, которые складываются в понятия: мировоззрение, нравственность, коллективизм, активная жизненная позиция и пр.
Воздействовать на психологию детей можно только через эмоции, а основное средство — вокальный репертуар.
Огромный человеческий опыт, заложенный в песенном искусстве, — осмысленный поэтом и композитором жизненный опыт их поколений. Достоянием новых поколений он становится не просто в результате познания ими исторических фактов, передаваемых авторами, а как сопереживание, как собственный опыт.