Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.114

Именно через эмоции формируются и убеждения. В связи с этим огромное значение приобретает проблема отбора репертуара.

Главным критерием оценки общественной значимости любого произведения, разумеется, была и остается его содержательная сторона. Но, кроме того, необходима высокохудожественная форма воплощения идеи, заложенной в нем. Однако даже при наличии единства формы и содержания произведение только тогда окажет эмоциональное воздействие как на исполнителей, так и на слушателей, когда его содержание и способ воплощения окажутся доступными понимания детьми, т. е. будут соответствовать их жизненному опыту.

Однако сила эмоционального воздействия исполняемой песни во многом зависит от того, как учитель сумеет подать ее, что скажет о ней, как направит внимание детей, чтобы она дошла до их сердца, вызвала заинтересованность.

Таким образом, кроме правильного подбора вокального репертуара, средством воспитательного воздействия на учащихся является методика обучения , формирующая у них интерес к исполняемому произведению, к самому процессу обучения пению, т. е. положительно-эмоциональное отношение к учебе, что составляет основную функцию музыкально-эстетического воспитания.

Задача формирования у учащихся интереса к процессу учебы, к предмету учения является одной из фундаментальных проблем общей педагогики школы. Интерес в теории обучения рассматривается как условие успешности педагогической работы. Это в полной мере относится и к обучению пению.

В программах по музыке как для дошкольников, так и для детей школьного возраста указывается на необходимость воспитания любви и интереса к музыке, считая это одной из основных задач музыкального воспитания. Замечательные педагоги и исследователи в области музыкального воспитания детей — О. А. Апраксина, Н. А. Ветлугина, В. Г. Соколов, Д. Б. Кабалевский, 3. Кодай, Б. Бочев и многие другие — неоднократно указывали на то, что систематическое усвоение знаний в области музыки, формирование практических умений и навыков должны быть направлены прежде всего на развитие интереса детей к пению и музыке. В противном слу чае этот процесс может принести воспитанию учащихся больше вреда, чем пользы.

«Опыт, накопленный отечественной школой, показывает, что овладение техническими навыками, являясь важной задачей школы, в то же время не должно превращаться в самоцель. Недостаточно дать детям только элементарные навыки в пении. Эти умения должны лечь в основу пробуждения художественных интересов, любви к искусству, они должны создать в1озможности для более разностороннего развития учащихся»1.

«Нельзя сочинять, играть, рисовать, петь только для упражнения в данной деятельности», — писал Б. М. Теплов .

Для успешного познания искусства заинтересованность является решающим фактором. Процесс обучения пению только тогда будет воспитывающим и развивающим, когда он будет включать в себя задачу воспитания и развития у учащихся положительного эмоционального отношения к самому процессу обучения и интереса к данному виду искусства.

Современная наука дает научное объяснение психическому и физиологическому механизму эмоций, раскрывающему роль и значение эмоционального фактора, который рассматривается в качестве определенного стимула, повышающего и ускоряющего деятельность, обеспечивающего новый подъем физических и духовных сил в процессе деятельности, активизирующего все релаксационные процессы в организме в связи с какими-либо нагрузками, за счет чего расширяются границы работоспособности человека (А. А. Ухтомский, И. П. Чукичев и др.).

⇐ вернуться назад | | далее ⇒