Из анализа ряда работ по этим вопросам можно сделать следующие выводы:
1) положительные эмоции способны без какого-либо ущер ба для нормального функционирования систем организма в значительной степени активизировать деятельность учащихся и стимулировать их развитие;
2) являясь продуктом какой-либо деятельности, положи тельные эмоции сами начинают играть активно-действенную роль, стимулируя эту деятельность;
3) источником положительных эмоций и условием их воз никновения является целенаправленность воспитательного процесса и постоянное совершенствование данной деятель ности на основе творческого подхода к ней.
Из теории педагогики известно, что интерес к обучению возникает и растет только тогда, когда обучение своим со держанием органически связано с жизнью, современностью, актуальными проблемами быта, науки и культуры, когда оно перспективно в смысле выбора будущей профессии и места человека в общественной жизни. Это необходимо учитывать при подборе певческого материала, который имеет большое педагогическое значение. Устаревший, далекий от жизни учебный материал гасит познавательный интерес учащихся, который выходит далеко за пределы только музыкального.
Задача развития мотивационной сферы и познавательных интересов учащихся в области пения и музыки тесно переплетается с одной из важнейших целей формирования личности человека: воспитанием музыкальных потребностей, которые лежат в основе самообразования и самовоспитания в дальнейшем.
Так, в процессе обучения пению происходит постепенно накопление опыта эмоционально-волевых отношений учащихся к миру, друг к другу, к учителю, слушателям, к самому предмету. Его положительная направленность является условием успешного усвоения знаний и навыков.
Таким образом, при всем различии перечисленных видов содержания обучения пению ясно, что они все взаимосвязаны. Вокальные умения без специальных знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на основе полученных знаний и умений. Воспитанность предполагает знание вокального искусства, к которому устанавливается то или иное отношение, и навыки в пении, которое как деятельность вызывает у детей определенные эмоции, определяющие их поведенческие поступки.
В учебном процессе все виды содержания слиты воедино.
Обучение должно быть сориентировано не только на специфическое, но и на общее развитие учащихся, а также способствовать формированию всесторонне развитой личности.
6.3. Система методов вокальной работы с детьми
По определению дидактики, методом обучения называется совокупность приемов и способов, при помощи которых педагог, опираясь на сознательность и активность ученика, вооружает его знаниями и навыками и вместе с тем способствует его воспитанию и развитию.
Методы вокального воспитания детей сложны и многообразны. Как и в преподавании других предметов, они объединяют познавательные процессы с практическими умениями.
Методы, связанные с вокальным исполнительством, также опираются на процессы мышления, хотя и относятся, главным образом, к автоматическим видам деятельности.