Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.12

Большая работа была проделана ИХВ по организации и проведению в последующие годы, вплоть до 1982 г., еще пяти научных конференций по вопросам развития детского голоса и слуха. С каждым разом тематика их расширялась, росло и число проблем. К ранее существовавшим добавились проблемы: развития индивидуальных качеств голоса при коллективном обучений пению; воспитывающего и развивающего обучения; норм звучания в возрастном аспекте, но уже в условиях акселерации; медико-биологические проблемы пения детей; объективных методов оценки качеств звучания певческого голоса, голосовых регистров у детей и др.

В большинстве научных докладов за нормальное пение детей принимается пение ясное, звонкое, легкое, совершенно свободное от перенапряжения, т. е. фальцетное.

Большим достижением ИХВ было создание так называемой «щадящей» методики вокального воспитания детей, которая касалась норм певческих нагрузок, определения режима работы голосового аппарата, качественных характеристик звучания голоса ребенка в возрастном аспекте. Продолжая сложившиеся традиции дореволюционной методики и заботясь об охране детского голоса, воспитывающегося главным образом в условиях коллективного пения, основой звукообразования признается фальцетная манера пения для всех детей в возрасте до 10 —11 лет, т. е. до появления признаков мутации голоса.

Необходимость формирования такого способа звукообразования обосновывается, с одной стороны, задачами охраны детского голоса, а с другой •— особенностями психофизиологического развития детей, т.е. их возможностями. Эта точка зрения закрепляется в ряде научно-методических работ различных авторов, вплоть до 1985 г., но особенно последовательно изложена в работах Н. Д. Орловой (1966, 1972 и др.). Ссылаясь на исследования М. С. Грачевой в области анатомии и морфологии гортани человека в онтогенезе,

Н. Д. Орлова выделяет 4 возрастных периода в развитии детского голоса по принципу постепенного, с возрастом, появления микстового звучания.

В одной из своих работ она пишет: «Первый детский школьный период с 7—10 лет… Механизм голосообразования еще прост по своей структуре (И. И. Левидов, 1936; М. С. Грачева, 1956—1963).. . голосовые связки при фонации колеблются своими внутренними краями, что обусловливает так называемое фальцетное (или головное) звучание… Это возрастная закономерность.

Дело в том, что собственно голосовая мышца, заложенная в толще голосовой складки и вызывающая ее упру1гость, начинает развиваться только с 7—8-летнего возраста1 и растет медленно до 11 —12 лет. Поэтому у 7—8-летних школьников колебания чаще всего почти такие же, как у дошкольников 5—6 лет. Края голосовых связок имеют вид двух тонких эластичных полосок, колебания которых возникают главным образом при их натяжении с помощью наружных щиточерпаловидных мышц гортани….

У низких детских голосов (естественные альты) к 10— 11 годам появляется заметное участие в фонации средних участков голосовых связок, в которых закладывается мышечная ткань, что обусл2 овливает так называемое смешанное (микстовое) звучание»2. «…После 11—12 лет постепенно происходит смена механизма голосообразования»3.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒