— использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;
— повторение отдельных звуков за инструментом;
— подстраивание высоты своего голова к звуку камерто на, рояля, голосу учителя или группы детей, с наиболее раз витым слухом и голосом;
— пение «по цепочке»;
— отражение способов звукообразования в движениях ру кой;
— моделирование направления движения мелодии при по мощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной за писи;
— пение по записи и ручным знакам;
— пение без музыкального сопровождения;
— настройка на тональность перед началом пения;
— устные диктанты;
— задержка звучания хора на первом звуке песни или любом другом по руке дирижера с целью выстроить унисон, привлечь внимание, дать возможность вслушаться в качест ва звука и пр.;
— вычленение отдельных трудных интонационных оборотов в специальное упражнение и исполнение его в различных тональностях;
— смена тональности в процессе разучивания и исполне ния песни с целью поиска наиболее удобной для пения, когда голоса детей звучат наилучшим образом;
— письменные и устные задания на анализ качеств во кального исполнения и способов звукообразования;
— выделение слухом отдельных звуков из нескольких, од новременно звучащих (интервала, трезвучия и септаккорда) и воспро1изведение их в мелодическом и гармоническом из ложении1 и др.
Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:
— представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведен голосом;
— пропевание песен легким стаккатированным звуком на гласную «У» с целью уточнения интонации при переходе со звука на звук и снятия форсировки;
— вокализация песен на какой-либо слог (чаще всего «лю») или гласный звук с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;
— выработка активного piano как основы воспитания дет ского голоса2;
— произвольное управление дыхательными движениями;
— при пении восходящего интервала верхний звук сопро вождается легким втягивающим движением живота с целью повысить подскладочное давление, необходимое для произ водства более высокого тона;
— приподнятие верхней губы в процессе пения, как при спокойном положении губ в «полуулыбке», с целью нивели рования гласных, приближения вокальной позиции и пр.;
— расширение ноздрей при вдохе и сохранение их в та ком положении при пении, что способствует активизации мяг кого нёба и придает упругость тканям носоглоточного резо натора;
— произношение текста песни активным шепотом на креп ком выдохе, что вызывает ощущение опоры на дыхание, ак тивизируя дыхательную мускулатуру;