Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.128

Таблица 6

Части голосовог о аппарата

Функциональные недостатки в процессе пения

Качественные признаки звучания голоса

Для артикуляционного аппарата

Излишнее округление губ Стремление петь на полном зевке и т. д. вялая работа артикуляционных мускулов; мышечные зажимы, чаще всего в нижней челюсти

Г лухой и темный звук звук позиционно далекий и глубокий, нет полетности звук вялый, тусклый, безжизненный, неопределенная дикция неопределенное звучание фонем, напряженное звучание голоса; отсутствие певческого вибрато

и н

а т

р о

г я

л

Д

Нет стабильности положения гортани при пении различных гласных пересмыкание голосовых складок в результате слишком твердой атаки и форсировки звука недосмыкание верхних краев голосовых складок в результате придыхательной атаки звука или чрезмерного передува-ния подскладочного воздуха настрой голосовых складок на слишком глубокое смыкание и колебание всей массой пение за счет слишком легкого краевого смыкания голосовых складок и колебания их утонченными краями зажимы гортанных мышц

«Пестрое» звучание гласных, неровный тембр напряженное звучание; нет плавности звуковедения; отсутствие певческого вибрато появляется сип из-за утечки воздуха богатый тембр, но узкий звуковысотный диапазон, голос теряет подвижность тембр бедный, звук тихий, динамический диапазон узкий, хотя широкий звуковысотный диапазон звук зажатый, с горловым признаком

Для дыхательного аппарата

поверхностное дыхание вялый вдох чрезмерное количество воздуха при вдохе

нет опоры на дыхание, фонационный выдох короткий вялый звук нет равномерности расхода воздуха при пении; в момент атаки звука большая часть его теряется; нет legato, интонация фальшивая

трудностями, продолжительностью занятий, количеством концертных выступлений и т. п.

Перенапряженное звучание не может считаться целесообразным ни для развития детского голоса, ни быть приемлемым с эстетической точки зрения.

Поиски оптимального звучания голоса связаны с работой над устранением различных недостатков в функционировании голосового аппарата певца. Укажем на основные из них, наиболее типичные для детей (табл. 6).

Даже из данной классификации основных недостатков в голосообразовании ясно, что работа любой части голосового аппарата, в конечном итоге, отражается на способе колебаний голосовых складок — источнике звука — по типу того или иного регистра, что предопределяет и основные характеристики певческого звука. Поэтому понятие об оптимальности голосообразования у детей мы относим к регистровому режиму.

Такие характеристики голоса, как звонкость, полетность, близкая вокальная позиция, плавность регистровых переходов, умеренное округление гласных, нормальное певческое вибрато, отсутствие зажатости и перенапряжения звучания, относятся представлению о правильном голосообразовании и должны быть присущи звуку в любом регистре.

Следовательно, необходимо рассмотреть вопрос об оптимальности регистрового звучания детского голоса.

Так как фальцетом можно спеть практически весь диапазон голоса, а грудным регистром — лишь нижнюю часть его, фальцетный режим в детской певческой практике многие специалисты считают единственно приемлемым как не допускающим перегрузки и чрезмерных напряжений в звуке.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒