Таблица 6
Части голосовог о аппарата |
Функциональные недостатки в процессе пения |
Качественные признаки звучания голоса |
Для артикуляционного аппарата |
Излишнее округление губ Стремление петь на полном зевке и т. д. вялая работа артикуляционных мускулов; мышечные зажимы, чаще всего в нижней челюсти |
Г лухой и темный звук звук позиционно далекий и глубокий, нет полетности звук вялый, тусклый, безжизненный, неопределенная дикция неопределенное звучание фонем, напряженное звучание голоса; отсутствие певческого вибрато |
и н а т р о г я л Д |
Нет стабильности положения гортани при пении различных гласных пересмыкание голосовых складок в результате слишком твердой атаки и форсировки звука недосмыкание верхних краев голосовых складок в результате придыхательной атаки звука или чрезмерного передува-ния подскладочного воздуха настрой голосовых складок на слишком глубокое смыкание и колебание всей массой пение за счет слишком легкого краевого смыкания голосовых складок и колебания их утонченными краями зажимы гортанных мышц |
«Пестрое» звучание гласных, неровный тембр напряженное звучание; нет плавности звуковедения; отсутствие певческого вибрато появляется сип из-за утечки воздуха богатый тембр, но узкий звуковысотный диапазон, голос теряет подвижность тембр бедный, звук тихий, динамический диапазон узкий, хотя широкий звуковысотный диапазон звук зажатый, с горловым признаком |
Для дыхательного аппарата |
поверхностное дыхание вялый вдох чрезмерное количество воздуха при вдохе |
нет опоры на дыхание, фонационный выдох короткий вялый звук нет равномерности расхода воздуха при пении; в момент атаки звука большая часть его теряется; нет legato, интонация фальшивая |
трудностями, продолжительностью занятий, количеством концертных выступлений и т. п.
Перенапряженное звучание не может считаться целесообразным ни для развития детского голоса, ни быть приемлемым с эстетической точки зрения.
Поиски оптимального звучания голоса связаны с работой над устранением различных недостатков в функционировании голосового аппарата певца. Укажем на основные из них, наиболее типичные для детей (табл. 6).
Даже из данной классификации основных недостатков в голосообразовании ясно, что работа любой части голосового аппарата, в конечном итоге, отражается на способе колебаний голосовых складок — источнике звука — по типу того или иного регистра, что предопределяет и основные характеристики певческого звука. Поэтому понятие об оптимальности голосообразования у детей мы относим к регистровому режиму.
Такие характеристики голоса, как звонкость, полетность, близкая вокальная позиция, плавность регистровых переходов, умеренное округление гласных, нормальное певческое вибрато, отсутствие зажатости и перенапряжения звучания, относятся представлению о правильном голосообразовании и должны быть присущи звуку в любом регистре.
Следовательно, необходимо рассмотреть вопрос об оптимальности регистрового звучания детского голоса.
Так как фальцетом можно спеть практически весь диапазон голоса, а грудным регистром — лишь нижнюю часть его, фальцетный режим в детской певческой практике многие специалисты считают единственно приемлемым как не допускающим перегрузки и чрезмерных напряжений в звуке.