Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.129

Однако грудной регистр не обязательно должен быть напряженным или неизбежно связан с перенапряжением, если он не выходит за пределы своего диапазона. Если знать звуковысотный диапазон грудного регистра ученика и умело его использовать, то вреда для голоса не будет. Доказательство тому — успехи известных в настоящее время детских ансамблей народной песни, где нередко поют дети даже дошкольного возраста, используя натуральные регистры своего голоса (фальцетный и грудной). Такая возможность обеспечивается интонационной структурой самой народной песни, где голоса используются обычно на звуках, расположенных в соответствующей чистым регистрам тесситуре.

При академическом пении возникает необходимость использования более широкого звуковысотного диапазона при различной нюансировке и тембральной насыщенности. В целях расширения художественно-исполнительских возможностей дети и до мутационного возраста могут и должны научиться сознательно использовать различные регистры своего голоса. Однако для развития детского голоса в процессе обучения необходимо соблюдать определенную последовательность в их освоении.

Если руководствоваться принципом от простого к сложному, то эта последовательность имеет общее направление — от чистых регистров к смешанным. В зависимости от индивидуальных особенностей голоса ребенка начинать следует с того голосового регистра, который он использует при спонтанном пении наиболее часто.

Как нами было доказано, фальцет бывает разный по своему физиологическому механизму (настрою гортани и способам колебаний голосовых складок) в зависимости от тесситуры. В высокой тесситуре он проще, чем в низкой. По характеру звучания на высоких звуках он считается более естественным для детского голоса.

С точки зрения психологии слухового восприятия, так уж исторически сложилось, высокие звуки ассоциируются в нашем сознании с маленьким и тонким звучащим предметом. И наоборот, низкие звуки связаны с представлением чего-то большого и толстого. В силу данной врожденной особенности нашей психики слишком низкое звучание голоса ребенка может восприниматься как противоестественное явление.

Выбор оптимального режима голосообразования определяется тремя основными факторами: индивидуальными особенностями данных голосов, этапом вокальной работы и условиями занятий.

Следует иметь в виду, что один и тот же регистр у детей даже одного возраста так же, как и у различных по своей природе голосов взрослых, звучит по-разному, в зависимости от анатомо-морфологического развития и состояния всего организма и, в частности, голосового аппарата.

В связи с индивидуальными особенностями на первом этапе работы целесообразно начать с того типа регистрового звучания, к которому проявляется склонность у ребенка от природы. Конечно, можно научить его петь в любом регистре, но большего успеха добьется тот учитель, который будет начинать работу с учеником, учитывая природу его голоса. Даже в случае свободного владения всеми возможными голосовыми регистрами индивидуальные особенности певца проявятся в том, что в каком-то регистре его голос будет звучать наилучшим образом.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒