Разборчивость дикции у всех детей третьей группы оказалась значительно лучше (особенно в середине звуковысотного диапазона), чем у первых двух. Недостатки в четкости произношения у трех испытуемых последней группы были связаны с имеющимися у них врожденными дефектами речи.
Общее и специфическое развитие учащихся шло параллельно. Интерес к занятиям возрастал по мере углубления их музыкально-слухового восприятия, овладения теоретическими знаниями, развития образного мышления, что выступало как условие для успешного развития певческого голоса детей и обеспечивало раскрытие их потенциальных возможностей в дальнейшем.
В конце 3 года обучения мы имели возможность сопоставить уровень общего и специфического развития учащихся третьей экспериментальной группы и контрольной, где занятия проводились по традиционной методике: на основе фальцетного звукообразования и обычно по подражанию с голоса учителя.
В результате анализа их письменных и устных ответов, поведения на занятии и качественных характеристик звучания голосов проводили оценку уровня развития музыкальнослухового восприятия, образного мышления, отношения к певческой деятельности и качества вокального воспроизведения. Оценка производилась по 5-балльной системе (табл. 9).
Из сравнения полученных данных видно, что у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной показатель среднего балла, отражающий уровень их общего и специфического развития, значительно выше по всем параметрам.
Т аблица 9 Обобщенные результаты общего и специфического развития детей контрольной (К) и третьей экспериментальной (Э) групп в конце третьего класса
Оценка по 5-балльной системе |
Количество учащихся |
|||||||
1узыкальнослуховое восприятие |
Образное мышление |
Отношение к певческой деятельности |
Вокальное воспроиз ведение |
|||||
К |
э |
К |
э |
К |
э |
К |
Э |
|
Отлично Хорошо Удовлетворительно Плохо |
3 3 11 18 |
20 10 3 0 |
2 5 8 18 |
21 9 3 0 |
4 5 |
25 9 3 1 |
0 0 24 11 |
25 5 3 0 |
Средний балл |
2,7 |
4,5 |
2,6 |
4,5 |
4,6 |
2,7 |
4,7 |
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что разработанная нами система развития детского голоса более эффективно решает основные задачи вокального воспитания детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подход к методике развития детского голоса традиционно основывался на представлении о регистровых возможностях голоса детей. Считалось, что до наступления пубертатного периода, связанного с мутацией голоса, дети в процессе фонации могут использовать только фальцетную манеру звукообразования, что определяло и требования к основным качественным характеристикам звучания их певческого голоса в отношении тембра, звуковысотного и динамического диапазонов, в процессе обучения пению.
Наши практические наблюдения не всегда совпадали с общепринятыми теоретическими представлениями о голосовых возможностях детей, что и явилось поводом для многолетней опытно-экспериментальной работы по вокальному воспитанию детей, изучению их голосовых возможностей, а также исследований в области теории голосообразования.
Систематические исследования велись с 1961 по 1985 гг., в результате чего доказано: 1) теоретической основой методики вокального воспитания детей является представление о регистровой структуре их певческого голоса; 2) путь к совершенствованию развития детского голоса в домутационном возрасте идет через разработку системы вокального воспи тания детей на основе принципа целенаправленного управления их голосовыми регистрами; 3) повышение эффективности развития вокальных способностей детей определяется рядом внешних и внутренних условий и осуществляется за счет: комплексного музыкально-педагогического подхода к процессу обучения пению; ориентации учителя на общее и музыкальное развитие учащихся; учета общих и индивидуальных закономерностей онтогенетического развития голосовой функции детей, их голосовых возможностей; стимулирования мыслительной деятельности детей в учебном процессе; достижения подлинного единства воспитывающих, развивающих и обучающих методов в системе руководства детским певческим коллективом.