Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.149

4.    В процессе опытной работы с младшими школьниками была определена система общих и специфических принципов обучения, наиболее целостно отражающая основные задачи учебного процесса: воспитания и всестороннего развития; перспективности и систематичности; коллективного характе ра обучения при учете индивидуальных особенностей детей; посильной трудности; положительного эмоционального фона обучения; единства художественного и технического развития и др. Основополагающим специфическим принципом вокаль ной работы с детьми явился принцип целенаправленного уп равления регистровым звучанием голоса.

Показано, что с точки зрения этого принципа все методы и методические приемы в сущности направлены на создание определенных условий для работы голосового аппарата по типу того или иного голосового регистра. Несмотря на имеющиеся индивидуальные функциональные особенности детей, их голоса можно настраивать произвольно.

Разработана система способов управления звукообразованием в различных голосовых режимах с использованием факторов тесситуры, динамики, вида атаки звука, способа зву-коведения, типа гласной, за счет артикуляции и эмоционального настроя с учетом художественного образа исполняемого произведения, влияние их на голосообразующий механизм изучен в данной работе экспериментально, что обусловило и систему методов и методических приемов обучения детей пению.

5.    В результате экспериментально-педагогического иссле дования системы обучения пению младших школьников уста новлено, что постоянное использование какого-то одного го лосового регистра приводит к одностороннему развитию го лоса: либо широкий диапазон при обедненности тембра, либо богатый тембр в узком диапазоне.

Доказано, что для наиболее полноценного и всестороннего развития певческого голоса детей методику их вокального воспитания необходимо строить на основе использования всех голосовых регистров (грудного, фальцетного и микстового), которые осваиваются в процессе обучения поэтапно по принципу от простого к сложному: от натуральных регистров к смешанным.

6.    В результате опытной работы показана прямая зависи мость музыкального развития учащихся от общего развития, а также от воспитательной работы педагога.

Пользуясь разработанной нами тестовой таблицей, доказано, что у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной показатель среднего балла, отражающий уровень общего и специфического развития, значительно выше по всем параметрам, что свидетельствует о том, что разработанная нами система развития детского голоса более эффективно решает основные задачи вокального развития детей.

7.    Сделанные выводы позволяют наметить и перспективу дальнейших исследований, так как проделанная нами рабо та — это только начало пути создания теории и практики развития детского голоса.

Перспективу будущих исследований открывает сам подход к пониманию функционирования голосообразующей системы как целостной, самостоятельной, саморегулирующейся, как проявление диалектического единства общего и частного.

Своеобразие голосообразования у детей открывает перспективу дальнейшей разработки системы развития у них певческого голоса в различном возрасте с учетом индивидуальных особенностей.

На основе разработанной системы методов управления процессом фонации у детей в дальнейших исследованиях возможно более успешное решение и общепедагогических задач: различных аспектов воспитания и развития детей в процессе обучения их пению.

ПРИЛОЖЕНИЕ III. СТРОЕНИЕ ГОРТАНИ

Рис. 50. Разрез гортани в профиль:

1 — голосовые складки; 2 — перстне-щитовидная мышца; 3 — перстневидный хрящ; 4 — мышцы трахеи; 5 — щито-подъязычная мембрана; 6 — надгортанник; 7 — чер паловидный хрящ; 8 — щитовидный хрящ.

Рис. 51. Гортань сзади:

/ — поперечная межчерпаловидная мышца; 2 — косая межчерпаловидная мышца;

3 — черпалонадгортанниковая мышца; 4 — задняя перстне-черпаловидная мышца; 5 — печатка перстневидного хряща; 6 — пластины щитовидного хряща.

Рис. 52. Поперечный разрез гортани (вид сверху):

1 — щитовидный хрящ гортани; 2 — вырезка спереди щитовидного хряща; 3 — передний конец края голосовых связок; 4 — перстневидный хрящ; 5 — голосовые складки; 6 — задний конец края голосовых связок; 7 — щито-перстневидное сочленение; 8 — черпало-перстневидное сочленение; 9 — печатка перстневидного хряща.

Рис. 53. Схематическое изображение хода мышечных волокон голосовой мышцы и ее отношения к голосовой связке:

А — щито-связочная часть; Б — черпало-связочная часть; В — щито-черпаловидна часть.

⇐ вернуться назад |