При фонации грудным голосом раскрытие голосовой щели происходит лишь на очень короткий момент в течение малой части периода звукового колебания, и за это время через щель проходит сильный импульс воздуха, в остальную же часть периода складки плотно сжаты. Периодическое следование таких толчков дает звук, богатый обертонами, амплитуда которых очень медленно убывает с увеличением их частоты, что и придает тембру характер полноты и металлический оттенок. При таком звуке передняя грудная стенка дает сильное дрожание, ощутимое рукой, почему этому типу голоса и дано название «грудного» регистра.
В фальцетном регистре наблюдаются ясные колебания только в краевой зоне, на протяжении нескольких миллиметров от края голосовой щели. Полного закрытия голосовой щели не получается даже в момент фазы наибольшего сближения складок. Поэтому полного прерывания тока воздуха при фальцете не происходит, а лишь только ослабление и усиление его. Фальцетный голос вследствие этого не богат обертонами, он звучит очень мягко, нет металлического блеска, так как нет высоких обертонов. Дрожания грудной стенки также не получается. Резонирование фальцетного звука ощущается в голове, поэтому нередко фальцетный регистр называют «головным».
Характерный тембр фальцетного регистра обусловлен единственно лишь тем фактом, что голосовая щель вследствие более сильного внешнего растяжения остается при колебаниях голосовых складок раскрытой. Почему же это происходит?
■При сокращении щито-перстневидных мускулов голосовые складки постепенно удлиняются, становясь все более тонкими и плоскими. Их взаимное соприкосновение постепенно становится менее плотным. Линия соприкосновения уходит вглубь и облегается все более ‘крутыми склонами. Если же наружное натяжение складок резко усилится, то, как показал еще Мюллер в опытах над мертвой гортанью, грудной голос неизбежно заменяется фальцетным, так как в процессе фонации появляется голосовая щель.
Рассмотрим это явление с точки зрения физического закона эластических тел. Если приложить друг к другу два резиновых жгута небольшой длины так, чтобы они во всю длину сходились своими краями, а затем постепенно растягивать их, то взаимное соприкосновение жгутов будет постепенно нарушаться, и на месте линии соприкосновения появится щель в форме сильно растянутого эллипсиса. Эта щель появится оттого, что резиновая полоса, подобно всем эластическим телам, при растяжении стремится утончиться и соответственно сузиться в направлении, перпендикулярном направлению растяжения, причем сужение это наибольшее к середине.
То же явление имеет место и при растяжении голосовых складок. При этом образование щели должно наступать раньше и более выражено, так как голосовые складки с наружной стороны укреплены неподвижно. Как только внешнее натяжение их становится преобладающим, тотчас же замыкание гортани прекращается, и края голосовых складок расходятся, образуя характерную для фальцетного регистра веретенообразную щель.
Методом стробоскопии Музехольду удалось установить, что характерное для фальцетного регистра раскрытое состояние голосовой щели наблюдается вплоть до самых высоких тонов. Однако при повышении звука голосовая щель стано-нится все короче и продвигается к передней половине голосовых связок, тогда как задняя половина их остается плотно сжатой и в колебаниях не участвует. По-видимому, это объясняется полным расслаблением собственно голосовых мускулов, точнее, их черпало-связочных косых пучков, которые располагаются именно в задней части голосовых складок. Кроме того, другие мышцы (поперечные межчерпало-видные и перстне-черпаловидные) своими сокращениями крепко прижимают один к другому черпаловидные хрящи. В результате последние при фальцете в колебаниях не участвуют в отличие от других (нефальцетных) способов звукообразования.