Для изучения механизма голосообразования у детей использовали комплекс методов, куда входили ларингоскопия, стробоскопия, электроглоттография и пр.
Исследовали детей младшего школьного возраста с ярко-выраженными крайними типами регистрового звучания, которым соответствовала определенная нами акустическая картина спектра.
В результате ларинго-стробоскопии сложилась следующая характеристика эталонов голосовых регистров у детей:
— фальцетный регистр (или головной) — замыка ние голосовой щели неполное; вибрируют лишь свободные края голосовых складок; поверхность складок плоская, силь но растянутая; голосовые складки работают как проходящие язычки; гортань занимает относительно высокое положение;
— грудной регистр — замыкание голосовой щели полное; все складки вибрируют целиком; поверхность складок вздутая; они колеблются как ударяющиеся языки; гортань занимает относительно низкое положение.
Таким образом, в основе биомеханических характеристик регистровых различий у детей, как и у взрослых, лежит, главным образом, форма колебаний голосовых складок. Детская гортань может осуществлять различные регулировки как за счет полного, так и краевого колебательного режима.
Форма колебаний голосовых складок в различных регистрах однозначно отражается в структуре глоттограмм. В результате проведенного исследования голосообразования у детей с использованием методики глоттографии можно отметить, что акустическим эталонам голосовых регистров детей соответствует конкретная структура глоттографической кривой.
Обобщив литературные данные, а также результаты собственных акустических исследований и анализа биомеханизмов звукообразования у детей в различных регистрах, можно представить их основные характеристики наглядно (рис. 26).
Итак, в результате использования инструментальной методики впервые получены акустические и биомеханические эталоны различных регистров певческого голоса детей, что позволяет сделать выводы относительно регистрового строения их певческого голоса в возрастном аспекте.
Рис. 26. Основные характеристики регистров певческого голоса:
/ — грудной голос — полный настрой гортани, голосовые складки толстые, первично активные продольные сокращения вокальных мышц, голосовая щель закрыта сравнительно продолжительное время, поток воздуха проходит через щель толчкообразно, спектр источника с большим количеством гармонических составляющих; // — смешанный голос — промежуточный настрой гортани, средняя толщина голосовых складок, непрерывная регулировка равновесия между активными продольными сокращениями вокальных мускулов и пассивными продольными натяжениями голосовых связок, относительно короткое время смыкания голосовой щели, прерывное прохождение воздуха через щель, спектр источника со средним количеством гармонических составляющих; выраженность смешанного (или микстового) звучания зависит от степени участия в голосообразовании той или иной системы управления, поэтому структурно’-функциональные характеристики имеют ту или иную степень приближения к крайним типам регистров голоса; /// — фальцетный голос — краевой настрой, голосовые складки тонкие, первично пассивное продольное натяжение голосовых связок, отсутствие полного замыкания голосовой щели, синусоидальное прохождение воздуха через голосовую щель, спектр источника обеднен.