Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.49

3.4. К вопросу о теориях голосообразования на основе собственных исследований

Механизм голосообразования представляется чрезвычайно сложным процессом, и попытки изучить его предпринимаются уже давно. Однако до настоящего времени этот вопрос еще нельзя считать разрешенным во всей полноте.

О том, что гортань является источником звуков голоса, было известно еще во времена Аристотеля и Галена. Гиппократ сравнивал гортань с флейтой, колебаниям голосовых складок не придавали значения (Злобин К. В., 1958). Рожер (1803) первый сравнил гортань с язычковой трубой. Мальгейн (1831) сравнивал голосовые окладом с губами трубача при игре на амбушюрных инструментах. И. Мюллер (1840) принимал гортань человека за язычковый аппарат с перепончатыми язычками. Вебер (1825) впервые доказал, что «звучащим телом» являются не колеблющиеся связки, а колебания воздушного столба в надставной трубе музыкального духового инструмента либо человеческого голосового органа.

Вполне научное объяснение механизма голосообразования стало возможным лишь в середине XIX в. в связи с развитием физиологических и акустических методов исследования, о чем свидетельствуют труды И. Мюллера, М. Гарсиа, Г. Гельмгольца, Клода Бернара, И. М. Сеченова и др. К этому времени относится возникновение так называемой миоэ л а с-тич еской теории фонации, которая господствовала до недавнего времени. Сущность ее заключается в следующем.

К моменту начала фонации голосовые складки сближаются и плотно смыкаются. Под ними увеличивается подсвя-зочное давление, которое в какой-то момент заставляет складки разомкнуться. Через образовавшуюся щель прорывается часть воздуха, давление в подовязочном пространстве падает, а голосовые складки вновь смыкаются под действием своей эластичности (упругости). Далее весь цикл повторяется сначала, и процесс размыкания и смыкания голосовых складок становится периодическим. В качестве активно действующей силы в этом процессе выступает напор дыхательной струи. Голосовые же складки по этой теории вибрируются пассивно, как упругие перепонки. Название этой теории — «миоэлас-тическая» (миомышца, эластический — упругий) — отражает сущность процесса. По этой теории механизм регулирования высоты голоса объясняется так: чем сильнее натягиваются и сжимаются голосовые складки, тем больше частота их колебания, тем выше голос, и наоборот. Т. е. частота их колебаний определяется свойствами тканей голосовых складок, которые меняются в зависимости от степени натяжений (А. Музехольд, 1925; Ф. Заседателев, 1935; В. Багадуров, 1954 н др.).

В противовес миоэластической теории колебаний голосовых складок французский исследователь Р. Юссон (1950— 1965) выдвигает нейрохронаксическую теорию. Согласно новой теории, которую развивал Р. Юссон и его ученики, голосовые складки человека колеблются не пассивно под действием тока воздуха, а активно — периодически сокращаются и расслабляются со звуковой частотой под действием приходящих из центральной нервной системы импульсов биотоков.

Одним из главных выводов этой теории является независимость частоты колебаний голосовых складок от воздушного подокладочного давления. Новая теория колебаний голосовых складок вызвала среди специалистов большую дискуссию. Одно из основных возражений, выдвигаемых противниками Юс-сона, состоит в том, что передача раздражений высокой час-готы к голосовым складкам