Понятие о типе голосового регистра выступает как обобщенная качественная характеристика голоса, так как основные качества звучания певческого голоса (исходный тембр, сила, звуковысотный диапазон) обусловлены, главным образом, работой источника звука — голосовых складок и зависят от способа их колебаний, типичного для каждого регистра, формирующегося под влиянием работы артикуляционного аппарата и дыхания.
Любой звук в человеческом голосе есть результат работы голосового аппарата в том или ином регистровом режиме. Понимание физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах в сопоставлении с акустическим эффектом выводит педагога на путь произвольного управления певческим процессом.
Следовательно, проблема произвольного управления качеством звучания детского голоса, направленного на его развитие, сводится, главным образом, к проблеме управления правильным звукообразованием в различных регистрах.
С голосовыми регистрами связаны вопросы звуковысотной интонации, резонирования звука, широко распространенное среди детей явление «гудошничества», нарушение координации между «слухом и голосом, понятие о правильности звукообразования и пр.
Таким образом, вопрос о голосовых регистрах детей является основополагающим в детской вокальной педагогике. В настоящее время он еще не имеет однозначного решения в отношении взгляда на регистровые возможности детского голоса и целенаправленности использования их в процессе вокальной работы с детьми.
Хотя различными авторами и ведутся споры об этом, в сущности вопрос о голосовых регистрах детей до сих пор не был предметом специального исследования.
Оценивая тип звучания голоса на слух, педагог может дать ему лишь субъективную качественную характеристику. Это порождает большое количество ошибок в оценке качества певческого звука ребенка и приводит к терминологической путанице. Поэтому было бы очень важно вывести объективную количественную оценку регистровой структуры детского голоса.
Исходным являлось предположение о возможности изначального, с момента рождения детей, существования самостоятельных голосовых регистров: грудного и фальцетного. И лишь в процессе онтогенеза, по мере созревания структур, ответственных за сложно-координированные акты, оказывается возможным осуществление смешанных типов голосообразова-ния, основанных на взаимодействии различных уровней сен-со-моторной системы.
Если данное предположение верно, то оно может служить теоретическим обоснованием методики обучения детей пению, направленной на более эффективное развитие их голоса.
Систематические исследования в этом направлении проводились с целью проверки этого предположения.
Задачи нашего исследования:
1) разработать комплекс методов, позволяющих объектив но оценивать голосообразовавие у детей;
2) проследить структурно и психофункциональные особен ности формирования голосообразования в различных регист рах в процессе онтогенеза (от 0 до 10—11 лет);
3) выяснить соотношение слухового восприятия певческого голоса с вокальным воспроизведением;