Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.70

На с. 114 приведены рабочие диапазоны голосов, типичные для большинства здоровых детей в зависимости от возраста по данным различных авторов.

Из сравнения приведенных диапазонов ясно, что, по данным различных авторов, они примерно совпадают, хотя имеются и некоторые расхождения.

Однако суть дела не в том, что есть эти различия. Указанные звуки, несомненно, доступны здоровому голосу детей.

При правильной настройке голоса на соответствующее тесситуре регистровое звучание общий диапазон его будет значительно шире, а тем более при систематической тренировке независимо от возраста.

Мы не задавались целью установить какие-то определенные границы диапазонов, так как практически все зависит от методики обучения. Можем лишь сказать, что при правильном выборе регистрового режима в соответствии с тесситурой дети даже в 4—5 лет способны петь в диапазоне (Фа) Сольм — Си (До3).

Однако, несмотря на такие голосовые возможности детей, в учебный репертуар, особенно для начала, следует включать песни с относительно узким диапазоном (из 2—3 звуков) в пределах звукоряда Pe1 — Ля1 и лишь постепенно расширять его на последующих этапах работы, хотя и очень индивидуально.

Таким образом, постепенное расширение звуковысотного диапазона детского голоса нельзя считать возрастным признаком. С возрастом его объем скорее суживается, нежели расширяется. По-видимому, целесообразнее говорить о постепен-

ном расширении диапазона не с точки зрения возрастных возможностей детей, а с точки зрения методической последовательности его использования в процессе обучения пению, с какого бы возраста не начинать учить пению.

Характеризуя развитие детского голоса, следует отметить, что изменения его основных характеристик относятся не столько к звуковысотному диапазону, сколько к возрастанию силы голоса и обогащению тембра. Если ученику трудно спеть более высокий звук, значит, он использует динамику, еще не свойственную уровню развития его голоса, а следовательно, допущена регистровая перегрузка. Основным критерием правильного использования динамики и высоты звука (т. е. регистрового режима) является отсутствие вялости или чрезмерного напряжения в голосе ученика.

На основе результатов нашего исследования можно сформулировать некоторые положения, относящиеся к методике вокальной работы с детьми как дошкольного, так и младшего школьного возраста.

1.    Первые фонемы, которые складываются у детей, — А, У, О, поскольку артикуляционно они более легкие: достаточ но открыть рот и слегка менять лишь положение губ, тогда как произношение И, Э, Ы осуществляется за счет перемеще ний челюсти, губ и языка. Структура спектра первых также более простая. По-видимому, в процессе обучения настройку детского голоса целесообразно начинать именно с гласных У, О, А.

2.    Оптимальный возраст для становления слуходвигательной функции ребенка, которая проявляется как в речи, так и в пении, совпадает с периодом освоения основных языко вых структур: до 3—4 лет. Следовательно, основные вокаль но-слуховые впечатления ребенок должен усвоить в этот пе риод жизни. Для развития музыкальных и, в частности, во кальных способностей ребенку от рождения нужна специаль но организованная музыкальная среда, как для развития его речи — языковая. Огромная роль в этом смысле принадлежит колыбельным песням матери и ее доречевому общению с ребенком на языке звуков.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒