Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.71

3.    В голосе детей от момента рождения существуют два самостоятельных голосовых регистра: фальцетный и грудной, что соответствует натуральным регистрам человеческого го лоса; смешанное голосообразование у детей раннего возрас та отсутствует.

От рождения у детей проявляются индивидуальные особенности в использовании голосовых регистров, что делает различным звучание их голосов по звуковысотному расположению, интенсивности и тембру. Так как дети в процессе игры своим голосом от рождения проявляют склонность к использованию натуральных голосовых регистров, по-видимому, решая задачу развития их певческого голоса в дошкольном и младшем школьном возрасте, в процессе обучения необходимо использовать оба эти регистра: как фальцетный, так и грудной, ибо только в этом случае будут созданы наилучшие условия для развития всех функциональных структур сенсо-моторной системы.

В процессе онтогенеза, начиная с 5 лет, по мере созревания структур, ответственных за сложно-координированные акты, постепенно появляется возможность использования смешанных типов голосообразования. Это происходит отчасти стихийно либо в результате целенаправленной работы педагога. Появление микстового звучания у различных детей происходит весьма индивидуально и нерегулярно: то появляясь, то исчезая. Так как микстовое звучание является более поздним функциональным образованием, то логично допустить, что в процессе обучения целесообразно будет использовать сначала натуральные регистры как более простые, а затем — смешанные как функционально более сложные. Выбирая последовательность в освоении голосовых регистров, необходимо учитывать индивидуальные особенности голоса ребенка. Поэтому для наиболее эффективного развития его певческого голоса следует отдать предпочтение индивидуальным формам занятий, особенно на первом этапе работы с дошкольниками. Групповые занятия возможны при условии, что дети объединяются по принципу однотипности природных особенностей их голосов.

4.    Звуковые сигналы доречевой коммуникации (писк, стон, плач, спонтанные детские вокализации в период гуления и пр.), данные человеку от природы как защитная реакция ор ганизма, подсознательно производятся правильно с точки зре ния координации в работе всех частей голосообразующего комплекса.

Поскольку биомеханизм звуковых сигналов доречевой коммуникации правильно координирован от природы, их целесообразно использовать как ориентир для настройки певческого голоса на правильное звукообразование при обучении пению в более старшем возрасте.

5.    Способность к подражанию закладывается с первых не дель жизни ребенка и развивается в процессе его голосовых имитаций различных мелодических контуров, имеющих ком муникативное значение, и основных фонетических структур языка.

Из соответствующей литературы известно, что без специальной работы по стимуляции детей к звукоподражанию в период от 2 до 4 мес. жизни развитие речи, а следовательно, и умственное развитие резко задерживается (Н. М. Аксари-на, Н. М. Щелованов и др.).

⇐ вернуться назад | | далее ⇒