Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.73

Открывшаяся вдруг способность к правильному интонированию у ребенка имеет для него большое воспитательное значение, меняет его психологическую установку на предмет, в корне изменяет отношение к учебе, что особенно важно для ребенка в период становления его психики и наиболее активного формирования личности.

8.    В ходе исследования показано, что существуют специ фические закономерности в изменении звуковысотного поло жения примарных тонов в зависимости от возраста: в связи с развитием речи к 3—4 годам центр голоса, который совпада ет с примарными тонами, немного понижается от Фal до Ре-диезь а затем к 7—8 годам вновь повышается до Фа1-Фа-ди-ез. Имеются различия между сопрано и альтами. Поскольку голосообразование на примарных тонах правильно координи ровано от природы, обычно принято с них начинать настрой ку голоса певцов. Поэтому педагогу необходимо уметь их на ходить в голосе ребенка, ориентируясь на указанную зону их расположения, с учетом наличия различного рода индивиду альных отклонений от нее.

9.    Как и у взрослых, в голосе детей существуют переход ные тоны соответственно для сопрано и альтов: Ре2-Фа-диез2 и Ля1-До-диез2, которые расположены на границе между дву мя натуральными регистрами. Они определенно заметны при пении поступенного звукоряда снизу вверх, где голос как буд то ломается, соскальзывая с грудной фонации на фальцет-ную. При движении по звукоряду сверху вниз они могут быть незаметны, так как фальцетом практически можно спеть весь звуковысотный диапазон, чего нельзя сказать про грудной ре гистр. При пении грудным звуком снизу вверх за кварту до переходных тонов, если голосообразующий механизм не из менился, в голосе начинает копиться избыточное напряжение. Эту закономерность педагогу следует учитывать в процессе вокального исполнения: при пении восходящих звукорядов за кварту до границы звук следует сознательно постепенно об легчать.

10.    К возрастным признакам голоса относится сила его и тембровая насыщенность нефальцетных способов звукообра-зозания, которые постепенно прогрессируют. Ширина же зву ковысотного диапазона зависит от регистрового механизма и поддается управлению.

Благодаря склонности детей к использованию крайних типов натуральных регистров звуковысотный диапазон голоса детей первого года жизни отличается большим разбросом:

до трех октав (Сольм-Соль4 или До1До4), средние звуки обычно отсутствуют. Его ширина с возрастом суживается в результате развития речевой функции, осуществляемой в более ограниченном диапазоне. Однако звуковысотный диапазон легко поддается управлению за счет правильного выбора регистрового режима голоса в соответствии с данной высотой тона. В результате этого звуковысотный диапазон у детей в течение всего домутационного периода может оставаться таким же широким, как и в раннем возрасте. Закономерной особенностью является взаимосвязь между высотой тона и используемым голосовым регистром: детям легче петь грудным голосом на низких звуках и фальцетом — на высоких. Таким образом, звуковысотный диапазон голоса ребенка зависит от используемых им голосовых регистров. Правильное голосообразование будет тогда, когда голосовой регистр поющего соответствует данной высоте тона.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒