— легкое по тембру;
— в средней и высокой зоне звуковысотного диапазона от носительно певческого голоса детей (Фа1 — Ля2);
— весьма умеренное по динамике, ближе к тихой звучнос ти (40—45 бд);
— в умеренном темпе (М°| =60—70).
Оптимальные условия для звуковысотного восприятия совпадают с особенностями звучания певческого голоса детей изучаемого возраста.
Данные выводы имеют большое практическое значение. Они позволяют предположить, что акустические характеристики звукового эталона, демонстрируемого учителем в процессе обучения детей пению, должны соответствовать специфике звучания детского голоса. Иначе говоря, вокальный показ учителя должен быть в манере звучания детского голоса. Только в этом случае их слуховое восприятие будет наиболее полным.
Данные выводы подтверж1 дают исследования ряда авторов (С. F. Diehl, E. J. Donald…1) из области психо-лингвистики, которые отмечают, что для наилучшего семантического восприятия и усвояемости учебного материала большое значение имеет голос учителя, в частности его звуковысотная характеристика: диапазон и мелодика. Если частота основного тона голоса обучающего близка к голосу учеников, то усвоение учебного материала идет наиболее эффективно.
Как показали наши исследования, при демонстрации вокального эталона звучания изменение одного из акустических условий затрудняет для ребенка, особенно в случаях нарушения координации между слухом и голосом, выделение высоты тона и тем самым не способствует формированию правильной вокальной интонации, что важно учитывать, особенно на начальном этапе работы по обучению детей пению. Задача учителя при демонстрации эталона звучания — создать такие акустические условия, при которых слуховое восприятие учеников будет наиболее полноценным.
5.3. Вокальный слух у детей и пути его развития
В певческой практике часто употребляется термин «вокальный слух», который является более широким понятием, чем просто «музыкальный слух».
По определению И. И. Левидова, «вокальный слух» связан не только со «способностью различать в голосах малейшие оттенки, нюансы, краски», но и с возможностью «опреде лить, … движениями каких мышечных групп вызывается то или иное изменение в звуковой окраске»1.
Из данного определения ясно, что в механизмах вокальнослухового восприятия участвует не только слуховой орган, но и другие жизненно важные органы чувств, в первую очередь мышечное чувство.
Органы чувств человека, воспринимающие пение извне и контролирующие работу собственного голосового аппарата, осведомляют центральную нервную систему о том, как протекает певческий процесс. Благодаря этому и осуществляется обратная связь с центральным «пультом управления» — мозгом.
Исследованию вокального слуха посвящена работа В. П. Морозова «Вокальный слух и голос» (М.-Л., 1965).
Определяя основные понятия, он пишет: «Вокальный слух •— это прежде всего не только слух, а сложное музыкально-вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, зрительных, осязательных, вибрационных, а может быть, и еще некоторых других видов чувствительности…