Большой переменный удар можно выполнить только на барабане, который держат свободно. За ударом средних пальцев следует удар большого пальца, или же удар мягкой частью ладони по противоположной стороне барабана (не у самого нижнего края), или же,— если желательна резкая, мало резонирующая звучность,— по середине мембраны. Размах к удару большим пальцем дает удар средних пальцев. Большой переменный удар пригоден для небыстрых последовательностей звуков, которые по динамике и окраске должны отличаться друг от друга. Ударами мягкой частью ладони лучше всего отмечать акцентируемые длительности; впрочем, преднамеренно (в целях тренировки) эти удары могут быть использованы и в других случаях. Точно так же и удар мягкой частью ладони может служить толчком и замахом перед последующим ударом пальцами:
Отметим, наконец, что умелые исполнители могут пальцами (как на клавиатуре) выполнить на барабанной мембране подвижные пассажи, если речь идет о равномерных и не очень громких фигурах.
Следует также упомянуть о том, что на барабане можно играть двумя руками. В этом случае его держат между коленами (чуть косо с поворотом вперед). Лучше всего подходят для этого двойные барабаны небольших размеров. Прижав раму (это препятствует ее вибрации), можно приглушить звук барабана. При игре двумя руками хорошо может быть использован уже упомянутый удар мягкой частью ладони, чередующийся с ударом пальцами.
Наконец, барабан может быть зажат между левым предплечьем и бедром (в вертикальном положении) так, чтобы левая рука могла ударять палочкой, правая — без палочки или с палочкой. Левая рука в этом случае должна производить удар при помощи кисти.
Если ударяют палочкой, все то, что было сказано о месте удара по мембране, остается в силе. Красочный звуковой эффект, соотношение силы удара и силы звука зависит от особенностей барабана и палочки. Если нет возможности пользоваться разными палочками, то для барабана на раме рекомендуется выбрать палочку с мягкой головкой из фильца: эффект удара палочки с твердой фильцевой или деревянной головкой можно с большей легкостью воссоздать с помощью ударов средних и большого пальцев, чем своеобразную приглушенную звучность, которую производит палочка с мягкой фильцевой головкой (литавровая палочка).
БУБЕН
На бубне играют также, как на рамовом барабане без бубенцов, то есть как на ручном барабане. В этом случае бубенцы дают лишь дополнительную звуковую краску; если же требуется, чтобы они зазвучали ярче или более характерно, то одного лишь доминирующего звучания бубенцов можно достичь тем, что бубен встряхивают отдельным рывком или ритмически равномерно (в зависимости от предусмотренного эффекта или предписанной ритмики). Удар бубном по колену позволяет усилить — по сравнению с ударом руки — эффект от одновременного звучания мембраны и бубенцов. Если хотят играть обеими руками, надо положить бубен на колени и ударять руками по краю кожи.
БУБЕНЦЫ
Бубенцы на ленте (с резинками или ремешками) прикрепляются к запястью, к ноге или как-либо по другому; их можно также свободно держать в руке. Они выполняют роль дополнительной звуковой краски при хлопках, притопах, шлепках или используются самостоятельно.