Занимательная теория музыки стр.104

h-moll? С одной стороны, для контраста исходному мажору. Верно. Но поиграйте для сравнения аналогичным способом, как в Прелюдии Шопена, отклонения в близкие минорные ладотональности. Поскольку речь о родстве их пойдет впереди, мы подскажем вам: для A-dur родственными будут cis, fis и d.

После этого эксперимента мы надеемся, что вы придете к твердому убеждению: ни одна другая минорная тональность по красоте перехода не сравнится с избранной Шопеном. Почему? Да потому, что в пределах этой маленькой прелю-дии-жемчужины (шестнадцатитактовый период повторного строения из двух предложений) лишь отклонение в h реализует всеобщий принцип музыкальной симметрии, лежащий в основе темперации — все остальные отклонения разрушат гармонию формы и содержания на всех ступеньках ее иерархической лестницы.

Иными словами, в какой бы исходной ладотональности (кроме центральных в системе — С — а и Fis — dis) ни было написано произведение (любого масштаба), в нем по мере развертывания музыкальной мысли обязательно обнаруживается как бы незримая связь, поле притяжения к основным центрам темперированной системы С или Fis (могут быть, разумеется, и их параллели — а и dis — это все равно). Притяжение может осуществляться посредством одного звука, интервала или аккорда, а также их последовательности. Вариантов здесь множество. При этом диезные ладотональности чаще группируются вокруг центра Fis, бемольные — вокруг С.

Кто-то из вас может задать вполне резонный вопрос: «Так получается, что в музыке никакой модуляции в строгом школьном понимании нет?» В глобальном смысле — да. Все, так сказать, едино и в конечном счете любое произведение подчиняется единству системы, являясь ее как бы отснятым слепком особенно в механизме тончайших интонационно-гармонических процессов. Даже крупные музыкальные произведения (например, Фантазии f-moll. Скерцо b-moll Шопена, «Марш энтузиастов» из кинофильма «Светлый путь» И. Дунаевского и другие, правда, имеющиеся в истории музыки в небольшом количестве), начинающиеся в одной тональности, а заканчивающиеся в другой, подчиняются всеобщему принципу музыкальной симметрии. Но это уже отдельный вопрос, ответ на который далеко отклонит нас от последовательного изложения материала главы.

Если два построения в различных ладотональностях отделены друг от друга свершающей каденцией, как, например, в начале «Аппассионаты» J1. Бетховена, то образуется сопоставление тональностей.

В классической музыке выработались определенные закономерности в средствах модулирования. Обычно встречаются модуляции в так называемые родственные ладотональности.

Тональности, звукоряды которых имеют между собой наибольшее количество общих звуков, называются родственными или близкими.

Вторичным признаком родства является то, что тонические трезвучия близких ладотональностей располагаются на ступенях данной тональности. Сравним, например, С и G. Названные тональности имеют разницу в один ключевой знак. Тоническое трезвучие С является трезвучием IV ступени (субдоминантой) G. В то же время трезвучие G явится доминантовым в С. Отсюда делаем вывод, что эти тональности родственные.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒