В быстром темпе мордент часто звучит как триоль. Однако, например, в финале Семнадцатой сонаты Л. Бетховена для фортепиано его следует играть очень быстро, с обязательной остановкой на последней ноте (акцент сохраняется на первой ноте).
В очень быстром темпе Леопольд Моцарт предлагает вместо трех нот мордента играть верхнюю секунду вместе с основной нотой, отпуская верхнюю раньше (первые части Десятой сонаты В. Моцарта для фортепиано и Одиннадцатой Л. Бетховена).
У Бетховена и вообще в произведениях композиторов XIX века мордент играется с главной ноты. Особенно важно это правило соблюдать при исполнении произведений Ф. Шопена, так как морденты у него имеют колористическое значение и рассчитаны на слышание обертонов, идущих от баса (например, начало Первого экспромта; здесь акцент приходится на первую ноту вместе с басом, а не на третью, как обычно исполняют).
Во времена И. С. Баха двойной перечеркнутый мордент (или «долгий мордент») применялся в Германии и Италии реже, чем во Франции. Более того, в произведениях Баха знаки *+* идентичны.
В нашу задачу не входит описание всех случаев, а лишь тех, что бытуют в ученической практике. Желающих более подробно ознакомиться с данным вопросом отсылаем к книге А. Бейшлага «Орнаментика в музыке» (М., 1978).
Г руппетто (от итал. §гирреио — маленькая группа) называется мелизм, состоящий из основного звука в окружении верхнего вспомогательного, основного, нижнего вспомогательного, возвращения к основному — и из четырех; верхнего вспомогательного, основного, нижнего вспомогательного, возвращения к основному. Знак группетто ставится над нотой или между нотами; в первом случае группетто начинается с верхнего вспомогательного звука, а во втором — с основного (см. также окончание трелей в примере 106).
Обращает на себя внимание несколько необычная запись Л. Бетховеном соотношения длительностей в этом группетто. Превращая шестнадцатую в маленькую нотку, композитор сохраняет за предыдущей полную длительность. Несомненно, эта короткая нота должна быть исполнена певуче, ибо ее роль в данном случае определяется мотивной принадлежностью к длительности предыдущего звука и затактовой шестнадцатой. Это пример тонкого переосмысления Бетховеном существовавших в его эпоху правил пользования мелизматикой.
Правда, Бетховен в записи орнаментики часто бывает не слишком точен. В следующем примере из Третьей фортепианной сонаты запись группетто неправильна. Его свободное исполнение, предлагаемое некоторыми редакторами, равно как и формально верная расшифровка (К. Мартинсен) музыкально неестественны. Лишь четвертый вариант расшифровки (кстати сказать, общепринятый) можно считать наиболее приемлемым.
Над знаками мелизмов и под ними могут стоять знаки альтерации: нижний знак (диез, бемоль, бекар) соответствует нижнему звуку, верхний знак — верхнему звуку. Группетто, написанное между нотами, начинается раньше или позже в зависимости от характера музыки, от него же зависит и его быстрота. В плавном течении мелодии его лучше начинать не на половине длительности первой ноты, а несколько позже, чтобы не создавать нового ритмического упора. После длинной ноты оно играется значительно позже и при оживленном темпе иногда вместе с первой мелодической нотой превращается в квинтоль: (см. пр. 112 на с. 157).