Занимательная теория музыки стр.20

Теперь мы, наконец, подошли к тому времени, когда наши названия нот, которыми мы оперировали преждевременно, получат свое историческое объяснение.

Учтите, читатели, что фиксированной нотной системы еще не существовало. Поэтому в помощь певцам Гвидо из Ареццо вХ1 веке предложил церковный гимн, начальные слоги каждой из строк которого соответствовали повышению по основным ступеням, начиная от звука с, что дало — ut, re, mi, fa, sol, la.

С течением времени ut было заменено на до как более удобный слог для произношения и интонирования, а буква h получила название си.

Внешняя равномерность двенадцатиступенного звукоряда как бы подсказывала необходимость равномерности звучания, а ее не было, так как строй, предписанный еще Пифагором, продолжал господствовать.

Постепенный поиск правильного соотношения звуков, их соразмерности, свойственной самому человеку и окружающему его миру, привел к удивительной находке в музыкальном искусстве — темперации. И что интересно, само слово «темперация» в переводе с латинского означает правильное соотношение, соразмерность.

У кого-то из вас промелькнет мысль: если в природе да и у человека имеется множество всяких несоответствий, то как же дело обстоит в музыкальной систе ме? Возможно ли точное выравнивание расстояний между звуками? Оказывается, что возможно! Точность эта, конечно, не абсолютная, но отступления настолько незначительны, что, слушая музыку, мы не обращаем на них ни малейшего внимания! Как же так? Дело в том, что Пифагор, как известно, производил настройку, исходя из натурального звукоряда, по чистым квинтам: (до)—соль—ре—ля -ми—си—фа-диез—до-диез—соль-диез—ре-диез—ля-диез—ми-диез—си-диез.

При этом двенадцатая квинта си диез, совпадающая с начальным звуком до в нашей современной системе, в пифагоровом строе была чуточку выше. Таким образом, строй никак не замыкался, он как бы простирался в бесконечность…

Кроме того, акустическая чистота настройки каждой ступени, удовлетворявшая требованиям одноголосной музыки, давала неприятную резкость в созвучиях — квинтах и октавах. Понадобилась нарочитая фальшь в настройке, чтобы начальный звук до совпал с двенадцатой квинтой си-диез.

Темперированный строй устраняет основной недостаток естественного строя путем уменьшения всех квинт на ничтожно малое количество колебаний (на так называемую комму*) так, чтобы в результате до совпало бы с си-диезом, фа — с ми-диезом, ре бемоль — с до-диезом и так далее. Это совпадение впоследствии получило в теории музыки название энгармонизма.

Заслуга этого нововведения принадлежит А. Веркмейстеру и И. Нейдхардту, предложившим в конце XVII — начале XVIII веков темперированную настройку всех ступеней. Темперированный строй был сразу же принят И. С. Бахом, чья гениальная интуиция музыканта, ученого смогла безошибочно определить его долговечную перспективу. Подтверждением этого служит неумирающий бахов-ский «Хорошо темперированный клавир» (1722), ставший настольной книгой любого музыканта.

Строй этот существует и доныне, несмотря на модернистские стремления некоторых композиторов и теоретиков музыки (А. Хаба, А. Авраамов и Г. Римский-Корсаков, А. Оголевец, П. Барановский и Е. Юцевич) увеличить количество темперированных ступеней.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒