Занимательная теория музыки стр.73

Кроме двенадцати увеличенных и уменьшенных интервалов, понадобились еще некоторые — дважды увеличенные и уменьшенные. К ним относится дважды увеличенная кварта. Она возникла на центральной ступени черного звукоряда — ля-бемоль, заставивши центр белого — ре — подняться на хроматический полутон ре-диез. Поверьте нам пока, как говорят, a priori (не убедившись на опыте), что это повышение центральной ступени белой клавиатуры,— она же II ступень С (натуральной и гармонической гамм),— логически обосновано, а не теоретическая прихоть. Это станет для вас понятным, когда вы познакомитесь в курсе гармонии с альтерированными аккордами.

По закону обращения интервалов дважды увеличенная кварта обращается в дважды уменьшенную квинту, но она применяется реже. Изучая те же альтерированные аккорды, вы поймете почему.

Если продолжать шуточное сравнение ре с «зернышком», которое пускает росточки, то можно сказать: пустивши росточек сверху (ре-диез), оно решило для симметрии пустить росточек снизу (ре-бемо чь). В применении к клавиатуре фортепиано — справа и слева. В результате обрастания хроматическими полутонами ре создало дважды увеличенную приму, следовательно и дважды увеличенную и дважды уменьшенную октавы. И эти как будто «чудаковатые» интервалы оказались не искусственно выдуманными, а законно необходимыми. А. Скрябин, фантаст и демиург (творец) новой гармонии, щедро и смело лепил изысканные аккорды, в которых одна ступень оказывалась одновременно и повышенной и пониженной. И это явление относится к сфере альтерированных аккордов. Поскольку вам еше не пришла пора их изучать, возьмите для интереса в С на II ступени квартсекстаккорд, знакомый вам еще по музграмоте, и сдвиньте звук ре одновременно на полутон вверх и вниз. Правда, красиво и интересно? Интересно во всем: с одной стороны, образовавшийся звуковой комплекс (с дважды увеличенными примой или октавой, а также с уменьшенной октавой) является «осколком» знакомого вам натурального звукоряда и очень близок ему по звучанию; с другой стороны, это одновременное повышение и понижение дает взаимоотражаемые звуки-клавиши. Слуховая и визуальная симметрия…

Вы уже заметили, какую важную роль во всех описанных превращениях играет интервал малой секунды. Являясь наименьшей единицей отсчета в темперации, она копирует во всех своих проявлениях знакомый вам диатонический оборот: VII — I (или III — IV) обычного семиступенного мажорного звукоряда. Вот почему она становится одинаково пригодной и в диатонике и в хроматике…

Итак, настал черед объяснить, что такое хроматизм (от греч. с!1г6та-ибглоб — окраска) как явление и чем он отличается от альтерации.

В смысле механизма действия — ничем: и там и там будет происходить одно и то же действие — движение на полутон вверх или вниз. Стоп! Тут мы хотим предостеречь вас от часто встречающейся ошибки в школьной практике. Дело в том, что следует строго различать движение на диатонический и хроматический полутоны. Диатонические полутоны образуются, как известно, разными ступенями (например, III — IV, VII—I в мажоре, V — VI, VII повышенной — I в миноре). Хроматический полутон — это изменение (повышение или понижение) данной ступени (например, до—до-диез, ре—ре-бемоль и так далее).

⇐ вернуться назад | | далее ⇒