Рассказ о гитаре стр.9

Андрее Сеговия некоторые образцы сочинений для нее. В конце концов Кастельнуо-во-Тедеско согласился попробовать что-нибудь написать. Теперь «Вариации через века», «Дьявольское каприччио», «Дань почтения Воккерини» этого композитора известны так же, как его произведения для других инструментов. Кастельнуово-Тедеско написал даже концерт для гитары с оркестром, который с неизменным успехом исполняется до сих пор.

Иногда Сеговии приходилось не только объяснять композиторам особенности инструмента, но и прямо участвовать в сочинении того или иного произведения. Так, он тщательно отредактировал «Вариации на тему фолии» мексиканского композитора Мануэля Понсе, и мы помним о вкладе Сеговии, когда говорим о том, что это одно из лучших произведений для гитары.

В отличие от Кастельнуово-Тедеско и Понсе бразильский композитор Эйтор Вила Лобос хорошо знал гитару и сам играл на ней. Знакомство с Сеговией вдохновило Вила Лобоса на сочинения для гитары, и сегодня репертуар ни одного концертирующего гитариста не обходится без его замечательных произведений.

Надо добавить, что многие композиторы не дожидались ни просьб Сеговии, ни знакомства с ним, а сами начинали писать для гитары, воодушевленные его игрой. И Сеговия не упускал из виду ни одного более или менее значительного произведения.

Так создавалась гитарная литература. В репертуаре Сеговии насчитывалось уже около пятисот произведений — это три десятка концертных программ!

Непостижимо много может сделать один человек. Но сам Сеговия говорил, что его деятельности мало для расцвета гитары, и любые просветы между концертами старался использовать для преподавания. Причем, делясь опытом, он не ограничивался разъяснением приемов игры и разбором особенностей произведений, а утверждал собственные концепции гитарного искусства и музыкального искусства вообще. Например, он считал, что невозможно добиться высот в музыке, не полюбив другие виды искусства. Скажем, невозможно полноценно сыграть «Воспоминание об Альгамбре» Тарреги, не увидев воочию или хотя бы на фотографиях саму Альгамбру, этот шедевр зодчества. Нельзя до конца постичь глубину какого-нибудь музыкального произведения восемнадцатого века, не зная хотя бы живописи тех времен.

Не в этой ли широте взглядов таятся корни удивительного исполнительского мастерства Сеговии?

Его ученики — это не только те, кто брал у него уроки. Любой гитарист, пусть никогда не видевший великого музыканта и знающий его только по пластинкам, считает своим первым учителем Андреса Сеговию.

ВРоссию гитара попала поздно, если иметь в виду, что к тому времени в Европе она была известна уже пять веков. Но можно взглянуть и по-другому: вообще западная музыка стала более или менее широко проникать в Россию лишь в начале восемнадцатого века. Именно тогда русские любители музыки I познакомились с клавесином, клавикордом, симфоническими ансамблями, оперными оркестрами. И тогда окажется, что гитара опоздала ненамного: уже во второй трети восемнадцатого века, почти вслед за клавишными инструментами, она становится известной в больших русских городах благодаря в основном италь-ннеким музыкантам, а чуть позже и французским.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒